Содержание материала

Второй этап обучения, подготовитель­ная к школе группа

Основная задача - фор­мировать умение строить образ способом «включение». Для этого детей учат анализировать при­родный материал не только как осно­ву будущей поделки (как на первом эта­пе), но и как деталь, значимую для пост­роения целостного образа, путем ее включения в эту це­лостность. Овладе­ние таким способом построения образа значительно рас­ширяет функцио­нальность природ­ного материала: один и тот же мате­риал может быть и основой поделки, и ее деталью. Так, в одном случае рас­пушенная сосновая шишка - это туловище совенка (с небольшим дополнением) или колокольчик, в другом -шапка Старика-лесовика, в руках которого корзинка, а рядом собачка. Этой теме отводит­ся не менее трех занятий. Но прежде педагог организует экскурсии в близлежащий парк для сбора материала. У каждого ребенка поли­этиленовый пакет, у взрослых - большие па­кеты. Отметим: теперь дети будут собирать ма­териал самостоятельно; более того» обсуждать, как его можно применить.

На первом занятии, которое проводится по подгруппам, дети, заранее рассказав о буду­щей поделке, конструируют по собственному замыслу из материала, собранного на экскур­сии. Как показывает практика, у большинства замысел совпадает с конечным результатом. Основным способом конструирования остает­ся по-прежнему «опредмечивание», реализу­емое тремя приемами. Название поделки уже отражает существенные особенности созда­ваемого образа («Дирижер», «Акробат», «Сол­дат с гранатой»). Это говорит о том, что дети видят специфику, заложенную в самом мате­риале, подхватывают основу образа, задан­ную природой, и подчеркивают дополнитель­ными деталями. Тот же «Акробат» подсказы­вает конфигурацию материала. И ребенок уберет лишние веточки, оставит только «ру­ки» и «ноги», дополнит фигурку «головой». В создаваемых образах теперь появляются детали, подчеркивающие характерные особен­ности. Это может быть принцесса в короне и длинной юбке или мушкетер в сапогах, накид­ке, шляпе с пером и шпагой в руке (рис. 6).

Поделки из материала, собранного детьми

Рис. 6. Поделки из материала, собранного детьми

Некоторые смогут выполнить не одну, а две-три поделки, даже взаимосвязанные об­щим смыслом: важно, чтобы педагог в конце занятия предложил детям рассказать о своих поделках. Это позволяет включить созданные образы в более широкий контекст, что приведет к стремлению изменить, дополнить поделку.

На втором занятии по предложению педа­гога дети, работая подгруппами, будут констру­ировать по собственному замыслу. Каждый по­лучает определенный природный материал в качестве элемента будущей поделки. Какая при этом ставится задача? Важно, чтобы, во-первых, создавалась своя поделка с опорой на материал как часть чего-то целого; во-вторых, один и тот же материал использовался много­функционально. Отметим: за редким исключе­нием с заданием дети справляются. Опыт рабо­ты показывает: большинство удачно использу­ют заданный природный материал как деталь или часть целостного образа, который приду­ман самостоятельно (рис. 7), - поделки отлича­ются оригинальностью тематики, конструкции, выразительностью.

Поделки из раковин

Рис. 7. Поделки из раковин

На этом надо зафиксиро­вать внимание детей в конце занятия: подме­тить интересное решение, предложить кому-либо из каждой группы рассказать о своей по­делке (рассказчика выбирают сами дети), а ве­чером зарисовать поделку и придумать к ней рассказ. Придуманные истории взрослый за­писываете маленькие книжечки, украшает дет­скими рисунками. Совместно с детьми приду­мывает название, оформляет обложку, на кото­рой указывается имя и фамилия автора.

На следующем, третьем занятии педагог предлагает задачу на достраивание фигуры: раздает всем одинаковые, заранее подготов­ленные крестообразные фигуры - две палочки (веточки) одинакового размера, скрепленные посередине. С опорой на эти фигуры дети должны придумать и сконструировать что-то свое. Задача проблемная, она вызывает опре­деленные затруднения. Дело в том, что дети уже привыкли создавать фигурки людей, жи­вотных, им трудно включить крестообразную фигуру в новый тип конструкции. И тем не менее, обследовав внимательно, они находят ре­шение, используя способы «опредмечивания» и «включения». Основным приемом будет «до­страивание основы». Некоторые перейдут к сюжетному конструированию («На плоту си­дит рыбак», «У мельницы стоит толстый мель­ник», «У домика стоит Красная Шапочка»). У других заданная фигура составит основу по­делки (плот, подставка, панно); у третьих -часть или деталь в общей конструкции (пропеллер, окно, лопасти мельницы и т.п.). По­давляющее большинство поделок будет разительно отличаться от заданной фигуры.

По такому же типу можно провести четвер­тое занятие. Каждая подгруппа получает от воспитателя одну и ту же фигурку, составлен­ную из определенного материала; скажем, пер­вая - по два соединенных желудя; вторая -ольховые шишки на ветке; третья - солому, пе­ретянутую в определенном месте; четвертая -кусочки коры с закрепленной в центре палоч­кой (рис. 8).

Перетянутый пучок соломы как основа различных поделок

Рис. 8. Перетянутый пучок соломы как основа различных поделок

Задание: каждая группа создает свою поделку с опорой на ту фигуру, которую получили. Дети довольно-таки долгое время обдумывают будущую конструкцию, тем не ме­нее задание выполняют, поскольку включают материал в качестве части целого. Отметим, на всех этих занятиях отрабатываются техничес­кие умения: предпочтение отдается несложным операциям - стянуть ниткой, скрепить клеем, цветной тонкой проволокой, пластилином; бо­лее сложные действия - работу с шилом, но­жом, лакировку - выполняет воспитатель.

После двух последних занятий педагог дает возможность детям в течение недели объеди­нить конструкции, придумать истории, зарисовать их. Сочинения эти взрослый запи­сывает, оформляет совместно с детьми в книжечки.

Третий этап обучения, подго­товительная к школе группа. Ос­новные задачи: 1) расширять основ­ные способы и при­емы построения об­раза; 2) формиро­вать умение вопло­щать замысел (со­здавать образ), учи­тывая: а) общий сю­жет, детализирую­щий и обогащаю­щий образ; б) спе­цифику природного материала. Для ре­шения задач прово­дятся два занятия, цель которых - на­учить детей конст­руированию по соб­ственному сюжету. Работа эта органич­но связана с пре­дыдущей деятель­ностью, когда сле­довало придумать сказку и включить ее в сюжет. Темати­ка последних двух занятий второго этапа зна­чительно обогащает линию сюжетности. Ока­зывается, объединяя поделки, необходимо еще что-то достроить для полноты передачи сюжета, преобразовать образ и т.д.

На первом занятии третьего этапа дети как бы продолжают работать в таком же направле­нии. Отбирая нужный материал, чаще всего мел­кий в качестве и дополнения, и оформления ос­новной части, конструируют по сюжету приду­манной сказки или какой-то истории. Такая ме­тодика, широко используя способы «опредме­чивания», «включение», «достраивания», «из­менения пространственного положения» и т.д., ставит детей в условия необходимости не толь­ко строить образ с опорой на наглядность (мате­риал), но и словесно фиксировать его характе­ристику. Тем самым у детей развивается речь. Ведь следует подробно описать героя, его внеш­ность, характер, особенности поведения, насытить рассказ образными существительными, прилагательными, меткими сравнениями. Кроме того, поделка, ее включение в сюжет создают образ более подвижный, более живой. И тут пе­дагог может воспользоваться тематикой люби­мых детьми сказок, басен, мультфильмов. Для наглядности приведем пример сюжетного кон­струирования. Композиция: в день рождения к одинокому ежику - у него нет родителей - при­ходят гости. (Образы подготавливаются на пре­дыдущих занятиях.) Это толстый и веселый хо­мяк, чемпион по плаванию - черепашонок, дружные братья ежата, очень важная черепаха Тортила. Естественно, преподносят подарки: Тортила - водные лилии, хомячок - семечки, че­репашонок и ежата - яблоки (их укрепляют на иголках). Вечером совместно с детьми педагог записывает сказку «День рождения ежика».

На что следует обратить внима­ние? Важно индивидуально-диф­ференцированное руководство деятельностью, когда учитывается характер отношения ребенка к действительности, его предпочте­ния в выборе средств выразитель­ности. Кроме того, одному доста­точно мотивировать задание, дру­гой, наоборот, нуждается в посто­янной поддержке. Все проблемы разрешимы, если взрослый со­трудничает с детьми, беседует с ними, не учит, а решает совместно возникающие вопросы и на этапе воплощения замысла, и на этапе его осуществления.

Л. ПАРАМОНОВА,
доктор педагогических наук,
директор Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца
Рисунки Г. Егорова

Основные понятия: конструирование, природный материал, корни, ветки, сучки, песок, опредмечивание

Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 90–96.