О. М. Дьяченко выделяет два основных качественно различных способа действия по построению воображаемого образа. Речь идет
1) об «опредмечивании», когда в незавершенном рисунке ребенок усматривает определенный предмет;
2) о «включении», когда заданная на рисунке фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа.
Исследователь считает: второй способ отличается более высоким уровнем, поскольку приводит к оригинальности и продуктивности решений. Как показало наше совместно с О.А. Христ исследование, для развития творческого воображения принципиально важно научить детей умению анализировать материал (в совокупности всех свойств) вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивание» (рис. 1), затем - как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включение».
Рис. 1. Мысленное «опредмечивание» природного материала
Это, во-первых; во-вторых, необходимо сформировать такие навыки, приемы конструирования, как «достроить» образ, «изменить пространственное положение», «убрать лишнее», «скомбинировать» (рис. 2).
Рис. 2. Основные приемы конструирования при создании поделки
Исходя из этих положений, нами разработана трехэтапная система обучения.