Содержание материала

Первый этап обучения, старшая группа

Основные задачи: а) формировать умение анализировать природный материал как осно­ву будущей поделки (отбирать корни, ветки, сучки); б) обучать трем основным приемам по­строения образа способом «опредмечивания» - умению «изменять пространственное расположение», «достраивать», «убирать лишнее». Последний прием (к сожалению, его на прак­тике почти не используют) значительно влия­ет на развитие воображения.

Способ «опред­мечивание» - основополагающий, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей. Отметим: этим способом дети создают на одной основе несколько ориги­нальных, существенно отличаемых образов. Именно в основе его усвоения зарождается другой способ - «включение».

Чтобы решить поставленные задачи, следу­ет провести не менее шести занятий и двух экскурсий в парк (лесопарк, лес).

На первых двух занятиях детей делят на подгруппы и учат рассматривать природный материал, вы­делять в конфигурациях всевозможные обра­зы. Материал подготавливается заранее. Это могут быть средней величины корни, ветки, сучки, в которых можно «увидеть» конкретный образ. Уже на занятии в групповой комнате кукла Старик-лесовичок поможет развивать ход действия: предложит внимательно рас­смотреть разложенный на столе природный материал, представить, на кого похожи его друзья-притворяшки, а затем практически во­плотить представленные образы, воспользо­вавшись еще пластилином и каким-либо мел­ким материалом. «Практически» означает: де­ти в основном будут укреплять фигурки, под­сказанные конфигурацией материала, к под­ставке, определять их пространственное рас­положение, дополнять образы мелким при­родным материалом и пластилином.

К следующему занятию также подготавлива­ются корни, ветки, сучки, отличающиеся от предыдущих тем, что их конфигурация должна вызывать разные ассоциации, так чтобы была возможность сконструировать на одной основе два-три образа. В ходе диалога, рассматривая материал с помощью Старичка-лесовичка, пе­дагог помогает детям разглядеть не одну «тай­ну»: переворачивая материал в разные сторо­ны, закрывая рукой какую-то его часть или при­ставляя мелкую деталь, демонстрирует приемы создания разных образов по одной основе. Тем самым педагог подводит детей к освоению трех важных приемов «опредмечивания» природно­го материала как целостного образа - к тому, что можно изменить пространственное положе­ние, убрать лишнее и достроить. Кроме того, по­буждает к высказываниям. Иными словами, разворачивает общее обсуждение.

Первый ребенок. Это похоже на дом Бабы Яги.

Воспи­татель. А где же дверь?

Второй ребенок. Да и курьих ножек здесь нет.

Первый ребенок. А дверь не нужна, ведь Баба Яга вылетает в тру­бу. Вот ножки надо обязательно сделать, тогда будет настоящий дом Бабки Ежки.

На втором занятии большинство детей бу­дут предпочитать прием достраивания и только незначительная часть попытается исполь­зовать прием «убрать лишнее». В этом случае воспитатель, если дети попросят, отламывает или срезает лишние части. В результате появляется возможность сконструировать до 20 разных поделок, которым сами авторы дадут характеристики («веселый клоун», «хитрая ли­сичка со скалочкой», «худой и злой волк», «го­лодный крокодил»; рис. 3).

Образ, созданный приемом «убрать лишнее»

Рис. 3. Образ, созданный приемом «убрать лишнее»

Экскурсия в близлежащий парк (или лесо­парк) - с двумя корзинами, большой и по­меньше, для сбора природного материала -подведет итог двум первым занятиям. Старичок-лесовичок поможет поддержать интерес; покажет, скажем, дорогу к полянке, где живут его лесные друзья, напомнит, что нужно не только собирать материал, но и, внимательно рассмотрев его, определить, что на что похо­же, с чем (или с кем) можно сравнить. Собранный материал совместными усилиями подго­тавливается к дальнейшей практической ра­боте (раскладывается по коробкам, в случае необходимости очищается, высушивается, размачивается).

Такое обучение конструированию не только развивает у детей творческое воображение, но и, что не менее важно, воспитывает береж­ное отношение к природе. Ведь дети только собирают материал - шишки, ветки, причудли­вые сучки, а не рвут, не ломают, не обрезают. Они учатся относиться к природе как к живому организму. Одновременно, подчеркнем, при­обретают опыт безопасного и осторожного об­ращения с природным материалом: незнако­мое растение не трогать, травой можно поре­заться, об острый сучок пораниться.

На третьем и четвертом занятиях пред­лагаются задания проблемного характера: ставится задача создать поделки с опорой на заданную основу. Материалом послужат уже новые предметы: куски древесной коры раз­ных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы (в качестве основы). Дети должны внимательно рассмотреть их и определить, на что они похожи, и выполнить свой замысел (рис. 4).

Поделка из древесного гриба

Рис. 4. Поделка из древесного гриба

На третьем занятии дети создают индивидуальные поделки. Большинство к это­му времени уже могут строить на основе нового материала достаточно оригинальные обра­зы. И хотя по-прежнему преобладает прием «достраивание», некоторые воспользуются приемом «убрать лишнее». В основном дет­ские поделки будут представлять фигурки жи­вотных, людей, сказочных персонажей и не очень отличаться от заданной основы. Созда­ваемый образ диктуется прежде всего конфи­гурацией материала. Не исключается, что од­ни дети первоначальный замысел в процессе работы изменят: подводную лодку превратят в рыбу («Это волшебная рыба. Она показывает путь кораблю. Если надо, рыба превратится в лодку, чтобы спасать людей»). Однако боль­шинство уже на этом этапе строго придержи­ваются замысла. Да, возникнут технические трудности - ведь надо подобрать дополни­тельную деталь, прикрепить ее к основе или углубить щель, чтобы получилась пасть или раскрытый клюв и т.д. Естественно, проблема решается с помощью педагога. Другие будут работать, практически ничего не меняя в вы­бранной основе. Так, один ребенок может уви­деть в куске древесной коры пасть крокодила, другой - в древесном грибе облако. Эти по­делки педагог обязательно сохраняет, так как их можно использовать на следу­ющем занятии при создании сложных композиций.

На четвертом занятии дети работают подгруппами и, исполь­зуя все поделки, создают разные композиции (рис. 5). Отбор и со­здание композиции - два взаимо­связанных момента. Практика по­казывает: часто дети, выбрав лю­бимую поделку, придумав с опо­рой на нее сюжет, тем не менее или пользуются другой, или не­много изменяют ее.

Простая композиция из двух поделок, созданных ранее

Рис. 5. Простая композиция из двух поделок, созданных ранее

На это их наталкивает композиция. Воспита­тель активно участвует в этом процессе: напоминает о крокоди­ле, облаке, тем самым помогает развернуть композицию в более интересное направление; побуж­дает каждую группу придумать короткую историю.

Тема двух последних занятий – конструирование по замыслу. Определив замысел, дети самостоятельно отби­рают природный материал: крупный использу­ют как основу поделки, мелкий идет на детали («Нет, уши должны быть большие, поэтому лучше крылатки клена взять»). Это говорит о желании придать образу выразительность. Задача воспитателя - отметить оригинальные решения и обсудить их со всей группой. Те­матика поделок может повторяться. Однако в силу того, что используется другой природ­ный материал, образы существенно меняют­ся. В конструировании по-прежнему исполь­зуются приемы «достроить», «убрать лишнее». Наряду с отдельными фигурками создаются несложные композиции («девочка с собач­кой», «семья ежей», «огородное чучело и со­бачка»). Практически все образы строятся на основе анализа материала; преобладают фак­торы конфигурации материала, его размера. Чтобы окончательно сформировать интерес к конструированию, поддержать желание рабо­тать с природным материалом, из поделок, вы­полненных в процессе занятий и самостоя­тельной деятельности, в вестибюле детского сада организуется выставка. Желательно, что­бы дети сами представляли свои работы. Как закрепление в конце года дается задание на лето - собрать природный материал, подумать, основу какой композиции он может составить.