Внутреннего критика очень часто ругают, особенно зашедшие в тупик писатели и художники, которым мешает надоедливый голос на задворках сознания.

Неудивительно, что существует так много советов, как прогнать, заглушить или уничтожить внутреннего критика. Когда гуру личностного развития заканчивает выступление, критик получает больше ударов, чем в режиссерской версии «Убить Билла». (Ладно, главой выше я посоветовал одеть внутреннего критика в костюм попугая, но заметьте, что я не предлагал вам пытаться от него избавиться. Потому что знаю: у вас не выйдет.)

Задумывались ли вы, почему критик постоянно возвращается? Возможно, потому, что на самом деле он — важная часть вас самих? (Шепотом) Кто-то, кто может даже превратиться в ценного друга и союзника?

Если подумать, без внутреннего критика вам придется туго. Не имея внутреннего контроля качества, вы с удовольствием поставите на поток производство разного хлама и пополните ряды посредственностей.

Тонко отточенное критическое мышление — одна из черт, отделяющих успешных профессионалов от орд любителей.

Вот как говорил музыкант Майк Мандей: У хорошего продюсера и великого продюсера одинаковое количество идей. Некоторые идеи хорошие, некоторые великолепные. Но великий продюсер умеет их различать.

И все дело во внутреннем критике великого продюсера. Потому что великий продюсер слышит острее и думает о музыке проницательнее, а его внутренний критик мощнее и полезнее.

Поэтому перестаньте смотреть на внутреннего критика как на врага. Постарайтесь увидеть в нем не в меру ретивого друга, который слишком сильно вас критикует, не заботясь о ваших чувствах. У каждого есть друзья, которые время от времени так поступают.

Весь фокус в том, чтобы вернуть критика в игру и сделать его по-настоящему конструктивным — хорошим наставником, который вдохновляет вас давать максимум и не идет на компромиссы, но делает это поддерживающим и ободряющим тоном.

Критика и творчество не всегда исключают друг друга

Одна из священных коров креативного мышления: вы должны разделять генерирование идей и их оценку, чтобы одно не мешало другому. Но из моего писательского и тренерского опыта следует, что многие профессионалы работают иначе.

Когда я пишу, то читаю, оцениваю и правлю по ходу работы: пишу несколько предложений, делаю паузу и перечитываю. Иногда мне сразу ясно, что я не уловил мысль или образ, поэтому я вношу изменения, и только после этого иду дальше. Если я застрял, то останавливаюсь и читаю весь фрагмент, стараясь ухватить нить вдохновения там, где ее потерял.

За все это мне надо благодарить внутреннего критика. Я слышал подобные истории от многих своих клиентов — музыкантов, дизайнеров, кинематографистов, художников, представителей всевозможных творческих профессий, — поэтому уверен, что это касается не только писателей.

Конечно, полезно выделить время, чтобы сосредоточиться в основном на генерировании идей, наброске прототипа или быстром создании первого эскиза. Но в следующий раз, когда вы будете этим заниматься, вы заметите: даже на этом этапе работает отточенный критический ум, и вы улучшаете объект даже в процессе созидания.

Также полезно посвятить отдельное время проверке, особенно ближе к концу проекта. Но даже когда вы анализируете свою работу, у вас, скорее всего, чешутся руки что-то исправить или изменить формулировку — и в этот момент вы призываете воображение. Здесь творческое и критическое начало опять работают рука об руку.

Внутренний критик на самом деле на вашей стороне

Так почему же внутренний критик так старается рассказать все самое плохое, что только можно услышать о себе и своей работе?

Частично для вашего же блага. Поддерживая высокие стандарты, он хочет, чтобы вы достигли максимума. И, хотите верьте, хотите нет, он старается вас защитить — предупреждая о возможных замечаниях и об унижении, которого можно ожидать, показав миру свой труд, он дает вам шанс исправить ошибки.

Или, по крайней мере, быть готовым к худшему.

Нет, внутренний критик, наверное, не слишком тактичен и эффективен. Но приведенные ниже советы помогут вам подтолкнуть его в правильном направлении и изменить ваши отношения.

Критическое мышление, деструктивная и конструктивная критика

Ваши следующие шаги

Вот несколько советов, как лучше использовать внутреннего критика. Время от времени экспериментируйте с одним-двумя, чтобы посмотреть, что лучше сработает в вашем случае.

  • Уделите несколько минут, чтобы порассуждать о преимуществах тонко отточенного критического мышления: например, осознание сильных сторон работы, умение ее оценивать и совершенствовать. Иногда достаточно понимать это, чтобы успокоить критика.
  • Вам могут помочь два рабочих места: одно для создания набросков и эскизов, экспериментов или репетиций, а другое для проверки.
  • Если в процессе работы критик начинает говорить, что с данным фрагментом что-то не то, спросите себя: «Так что нужно сделать вместо этого?» или «Как мне его исправить?»
  • Если критик продолжает вмешиваться, пообещайте себе, что проверите все в конце этого этапа проекта. Таким образом, в данный момент вы сможете позволить себе его проигнорировать и не потеряете импульс. Но не забудьте сдержать обещание! Иначе критик почувствует, что должен вмешиваться и дальше.
  • Выделите время для проверки. Выработайте привычку делать это до того, как нажмете кнопку «опубликовать», отправите куда-то вашу работу или выйдете на сцену или стадион. Если делать это постоянно и эффективно, критик расслабится и на ранних этапах оставит вас в покое.
  • Представьте, что вы пьете кофе с внутренним критиком. Скажите ему «спасибо» за добрые намерения: поддерживать вас на высоком уровне и предупреждать о потенциальной критике со стороны. Затем спокойно, но твердо дайте ему понять, что его стиль портит все дело.

Признаки деструктивной критики

Пробегите глазами признаки деструктивной критики и попросите перестать использовать этот подход. Напомню вам их:

  • Необъективность — критик говорит так, как будто он — носитель истины в последней инстанции.
  • Туманность — работу отвергают с неясными формулировками («ужасно», «плохо», «никуда не годится»), не уточняя, на каких критериях основано суждение.
  • Голословность — критик не иллюстрирует своих выводов конкретными примерами.
  • Не относится к делу — критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на несущественных аспектах работы.
  • Огульность — общие, черно-белые суждения, непризнание градации качества или альтернативных точек зрения.
  • Неуважение — критик груб, агрессивен или по-другому не проявляет уважения к вашим чувствам.
  • Объективность — критик проясняет свою точку зрения, не претендуя на всезнание.
  • Конкретность — критика достаточно подробна, чтобы понять, о чем именно говорит критикующий и какие критерии оценки использует.
  • Наличие примеров — критик подкрепляет свои утверждения конкретными примерами.
  • Относится к делу — критик сосредоточен на существенных аспектах вашей работы.
  • Учитывает нюансы — критик признает, что результат можно измерить в более мелких единицах и могут существовать альтернативные способы оценки.
  • Уважение — критик не переходит на личности, не намекает, что вы плохой исполнитель, подразумевая, что вы способны сделать необходимые улучшения.

Начните использовать вместо этого принципы конструктивной критики.

Несмотря ни на что. Как преодолеть страх, неприятие и критику на пути к своей мечте / Марк Макгиннесс; пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. Публикуется с разрешения издательства.