Психолог Джон Боулби утверждал, что самые ранние связи детей с родителем или воспитателем оказывают огромное влияние на их развитие. Психолог Мэри Эйнсворт подошла к этому вопросу с другой стороны; она считала, что качество привязанности у всех детей совершенно разное.
Поскольку младенцы не умеют выражать свою привязанность так, как взрослые люди, в 1970 году Эйнсворт разработала специальную оценочную процедуру «Незнакомая ситуация», предназначенную для изучения привязанности у маленьких детей.
«Незнакомая ситуация»
В исследовании Мэри Эйнсворт участвовали около ста семей среднего класса с детьми в возрасте от года до полутора лет. Для эксперимента маленькую комнату оборудовали прозрачным с одной стороны экраном для наблюдения за поведением младенцев. Было проведено семь экспериментов (или «эпизодов») продолжительностью три минуты. В каждом эпизоде акцент делался на конкретной форме поведения. Наблюдения регистрировались каждые пятнадцать секунд; интенсивность поведения малышей оценивалась по шкале от 1 до 7.
Ход эксперимента
- На первом этапе мать с ребенком оставляли на некоторое время в комнате одних, чтобы младенец мог привыкнуть к новой обстановке.
- Как только он привыкал, в комнату входил незнакомец.
- Далее мать выходила из комнаты, оставляя ребенка наедине с незнакомым человеком.
- Потом мать опять заходила в комнату, а незнакомец выходил.
- Мать тоже выходила из комнаты, оставляя ребенка одного.
- В комнату снова заходил незнакомец.
- После чего мать тоже заходила в комнату, а незнакомец выходил.
Мэри Эйнсворт оценивала интенсивность четырех разных типов наблюдаемого поведения по шкале от 1 до 7, выделив четыре типа поведения:
- сепарационная тревожность (проявление малышом беспокойства, когда мать выходит из комнаты);
- готовность ребенка исследовать новую ситуацию;
- тревожность, связанная с незнакомцем (реакция малыша на присутствие незнакомого человека);
- поведение после воссоединения (поведение ребенка после возвращения матери в комнату).
На основе этого эксперимента Эйнсворт идентифицировала три отдельных стиля привязанности младенцев: надежный, избегающий и сопротивляющийся.
Надежный стиль
Дети надежной привязанностью уверены, что мать, или другой объект привязанности, сможет удовлетворить их потребности. Ребенок ищет объект привязанности каждый раз, когда сталкивается с тем, что ему не нравится и неприятно. Объект привязанности используется младенцем как надежная база для безопасного исследования окружающего мира. Эйнсворт выяснила, что для большинства детей, принимавших участие в ее исследовании, был характерен именно этот стиль привязанности. Когда такие дети расстраивались, объект привязанности мог без труда их успокоить. Этот стиль привязанности вырабатывается у младенца, если объект привязанности восприимчив к его сигналам и должным образом реагирует на его потребности. Исследование Эйнсворт показало, что в целом данный стиль характерен для 70 процентов детей; для него типичны следующие формы проявления:
- Сепарационная тревожность: когда мать выходит из комнаты, ребенок расстраивается и плачет.
- Исследования окружающего мира: младенец использует мать как надежную, безопасную базу.
- Тревога, вызванная присутствием незнакомца: ребенок дружелюбен и спокоен до тех пор, пока мать остается в комнате. Если же она выходит, он начинает упорно избегать незнакомого человека.
- Воссоединение: младенец становится довольным и позитивным, после того как мать возвращается в комнату.
Избегающий стиль
Такие дети более независимы и в своих исследованиях окружающего мира не полагаются на объект привязанности. Причем независимость младенца проявляется не только в физическом, но и в эмоциональном свойстве; подвергнувшись стрессу, он не ищет помощи и защиты у объекта привязанности. У таких детей объект привязанности характеризуется нечувствительностью; он не помогает младенцу, когда тот сталкивается с трудностями, не старается удовлетворить его потребности и обычно недоступен в моменты, когда ребенок испытывает эмоциональное потрясение. По оценке Эйнсворт, к этой категории относятся 15 процентов всех младенцев. Для избегающего стиля типичны такие формы проявления:
- Сепарационная тревожность. Когда мать выходит из комнаты, ребенок не проявляет никаких признаков тревоги и беспокойства.
- Тревога, связанная с присутствием незнакомца: ребенок чувствует себя в обществе незнакомого человека совершенно спокойно и ведет себя, как обычно.
- Воссоединение: младенец практически не реагирует на возвращение матери в комнату.
Эйнсворт обнаружила, что мать и незнакомый человек успокаивают ребенка с одинаковым успехом.
Сопротивляющийся стиль
Ненадежный, сопротивляющийся стиль привязанности характеризуется тем, что младенец насторожен или амбивалентен по отношению к объекту привязанности. Он отвергает объект привязанности, когда тот пытается контактировать или взаимодействовать с ним, но иногда ведет себя зависимо и даже навязчиво. В этом случае объект привязанности не является для младенца источником чувства защищенности, поэтому ребенок сталкивается с трудностями при исследовании окружающего мира.
Если такой ребенок чем-то расстроен или огорчен, присутствие объекта привязанности и контакт с ним его не успокоит; его вообще трудно успокоить. Как обнаружила Эйнсворт, ненадежный, сопротивляющийся стиль привязанности характерен для 15 процентов детей.
- Сепарационная тревожность: когда мать выходит из комнаты, ребенок реагирует крайне негативно; он напуган и расстроен.
- Тревога, связанная с присутствием незнакомца: ребенок явно боится незнакомого человека и всеми силами старается избегать его.
- Воссоединение: когда мать возвращалась в комнату, младенец тянулся к ней, но в контакт не вступал; некоторые дети даже отталкивали мать.
Эйнсворт обнаружила, что младенцы с сопротивляющимся стилем привязанности менее охотно исследуют окружающий мир и чаще плачут, чем дети с двумя другими стилями привязанности.
Дальнейшие эксперименты Мэри Эйнсворт последовательно подтвердили ее выводы, и со временем «Незнакомая ситуация» стала общепринятой методологией, применяемой для оценки привязанности младенцев.
Следует отметить, что методика Эйнсворт подвергается критике в связи с тем, что она оценивает только привязанность матери и младенца. Ребенок может иметь совершенно другой стиль в отношениях с отцом, бабушкой, дедом и другим воспитателем. Более того, как показали исследования, в разное время дети ведут себя по-разному, выражая свою привязанность; их поведение зависит от обстоятельств.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.