Работу по формированию основной психологической предпосылки морального поведения — образа Я — мы предлагаем начинать с детьми четвертого года жизни.
Образ-Я — это представление человека о себе самом: а) то, что он о себе знает и думает; б) то, как он к себе относится.
Некоторые авторы считают, что зачаточные формы образа Я появляются уже на первом году жизни. Однако явно это обнаруживается лишь в конце третьего года, когда большинство детей начинает употреблять слово «Я». В этом возрасте ребенок уже понимает и осознает, что он самостоятельное, отдельное от других существо, что у него есть свои желания, и он готов отстаивать их.
Особенности как самих желаний, так и способов их отстаивания хорошо видны на следующем примере. Мать работает за письменным столом. Катя, ее дочь трех лет, открывает и закрывает один из ящиков стола.
- Мать. Катя, перестань.
- Катя. А я буду (выдвигает ящик).
- Мать. Катя, перестань!
- Катя. А я буду (вдвигает и снова выдвигает).
- Мать не обращает внимание, пишет.
- Катя. Скажи: Катя, перестань!
- Мать. Катя, перестань!
- Катя. А я буду (выдвигает). Скажи опять.
- Мать. Катя, перестань.
- Катя (очень довольная). А я буду.
Чего же хочет девочка? Двигать ящик? Но ведь ей фактически разрешили, перестав обращать на нее внимание. Однако это ее совершенно не удовлетворяет. Девочке нужно, чтобы взрослый возражал, а она могла бы заявить о своем желании и отстоять свое право реализовать его.
Впоследствии мы не раз наблюдали, с каким наслаждением дети трехлетнего возраста говорят: «А я буду» или «Я не буду», когда взрослый явно в шутку предлагает им выполнить или прекратить совершенно незначимое действие.
Это вовсе не каприз, а особая форма проявления своего «Я», осознания своей самостоятельности, стремления утвердиться в наличии у себя каких-то желаний и своего права реализовать их.
Детские психологи подтверждают примерами из жизни, что именно в этом возрасте очень важно различать подлинные желания детей и их стремление заявить подобным способом о своем впервые осознаваемом «Я». Последнее всегда можно удовлетворить, «поиграв» немного в «Нельзя» — «А я буду». Серьезная реакция взрослого и тем более проявление в таких ситуациях строгости могут действительно привести и к капризам, и к подлинному негативизму. Что касается иных желаний, то это особая проблема.
Другая важная особенность становления образа Я — то, через что ребенок осознает себя.
Ведь чтобы говорить «Я», надо иметь хоть какое-то представление о том, что это слово обозначает и что за ним стоит. Иначе говоря, надо иметь хоть какое-то представление о том, кто я и какой я. И здесь мы сталкиваемся с рядом странных и на первый взгляд непонятных вещей.
Взрослые и более старшие дети относят себя к какой-либо группе (я — девочка, я — школьник, я — чемпион школы по боксу, я — журналист и т.д.). Для ребенка трех лет подобные категории пока лишены осмысленного содержания, и он не может соотнести себя с ними.
Между тем, чтобы осознать себя как нечто отдельное и самостоятельное, необходимо приписать себе определенные, понятные и, что не менее важно, привлекательные характеристики.