Ведико — летний оздоровительный лагерь среди пасторальных пейзажей Новой Англии. В этом лагере дети в возрасте 7-17 лет жили в течение шести недель в летних деревянных домиках.
Они жили небольшими группами сверстников одного пола под присмотром пяти взрослых воспитателей-консультантов. Детей записывали на эту программу из-за серьезных проблем с социальной адаптацией, которые появлялись дома или в школе, особенно агрессии, отчужденности и депрессии. Все дети происходили преимущественно из семей, проживавших в Бостоне и его окрестностях.
Цель создания в лагере психотерапевтической среды заключалась в выработке у детей более адаптивного и конструктивного социального поведения.
В середине 1980-х мне и моему давнему напарнику по исследованиям Юичи Сёда было разрешено провести в лагере крупный исследовательский проект благодаря согласию персонала лагеря и лично Джеку Райту, который возглавлял в Ведико отдел исследований. Джек, Юичи и персонал отдела исследований систематически наблюдали поведение детей на протяжении шести недель.
Исследователи старательно, но ненавязчиво фиксировали все текущие социальные взаимодействия ребенка в лагере в разных условиях и при занятии разными видами деятельности: во время пребывания в доме, на берегу озера и в столовой, во время занятий художественным творчеством и ремеслами и т. д. Это была масштабная работа по сбору данных, и мы с Юичи активно сотрудничали с Джеком при планировании проекта и анализе результатов.
Поиск «горячих точек»
Наблюдатели записывали, что делал каждый ребенок в процессе взаимодействия с другими детьми в одном и том же наборе ситуаций день за днем в течение всей летней смены. Джек, Юичи и я сосредоточились на анализе негативных проявлений «горячей» эмоциональной системы — преимущественно словесной и физической агрессии, — которые в первую очередь и привели этих детей в Ведико.
Сильные эмоции обычно не проявлялись, когда дети нанизывали на нитку цветные бусины или плавали в озере. Так продолжалось до тех пор, пока все шло хорошо. Но они приходили в ярость, когда один ребенок намеренно разрушал игрушечную башню, которую старательно строил другой, или отвечал на дружеское приглашение строить башню вместе оскорблениями или грубыми насмешками.
Для выявления таких «горячих точек» — психологических ситуаций, вызывавших агрессию у детей, — исследователи прежде всего записывали, что отвечали сами дети и воспитатели на просьбу описать других ребят в лагере. Самые младшие количественно оценивали те характеристики, которые давали другим: Джо толкается и кричит — иногда; Пит дерется — постоянно.
Однако описания, которые давали воспитатели-консультанты и старшие дети, становились более условными и контекстуализировались в конкретных типах межличностных ситуаций, порождавших всплеск эмоций — в «горячих точках», вызывавших расстройство чувств. «Джо всегда выходит из себя», — таким могло быть первое заявление, но после нескольких других общих фраз дети начинали уточнять типы «горячих» провоцирующих ситуаций: «Если другие дети начинают смеяться над ним из-за его очков» или «Если его исключают из игры».
Руководствуясь этими описаниями, команда исследователей наблюдала за тем, что раз за разом делал каждый ребенок в процессе социального взаимодействия в лагере.
Было выявлено пять типов таких ситуаций: три негативных («сверстник дразнился, провоцировал или угрожал», «взрослый предостерегал» и «взрослый наказывал "исключением из процесса"») и две позитивных («взрослый хвалил» и «сверстник вел себя дружелюбно»).