Цель нашей работы — исследование следующих характеристик: содержание и место социализирующих ритуалов, используемых в семье во взаимодействии с детьми,
их регулярность, стереотипизированность, эмоциональное отношение к ним, а также интересы, желания, ценности, предпочтения детей и характер их осознанности.
В качестве методов и методик исследования применялись: опросные методы (интервью, анкета), методика изучения уровня самосознания детей Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.* При обработке полученных результатов исследования использовались методы статистической обработки данных: корреляционный анализ; достоверность результатов определялась при помощи коэффициента Спирмена.
Экспериментальная работа и сбор исследовательских данных проводились на базе ДОО города Белово Кемеровской области. Выборку составили 58 человек, из них 20 детей в возрасте 6-7 лет и 38 родителей, средний возраст которых - 29 лет.
На начальном этапе в результате проведенного опроса родителей нами выявлено место и содержание ритуалов в семьях дошкольников (таблица 2).
В процессе анализа мы выяснили, что наибольшая частота упоминаний ритуала во время укладывания ребенка фиксируется использованием родителями сказки (30,6%), особой песенки (19,4%), массажа (15,4%). Простые разговоры на ночь не выполняют функции успокаивающего воздействия на детей (8,3%).
Кормление характеризуется двойственной структурой оценок-либо наибольшим количеством ритуальных форм (32,8%), либо их отсутствием (29,2%). Также практически во всех семьях ритуальную окраску приобретает процесс мытья рук перед принятием пищи (27,7%) и закрепление за каждым членом семьи постоянного места за столом.
А вот в пробуждении мальчики, которые стойко отрицали необходимость поцелуев и ласк во время укладывания, меняют свою позицию на приоритет эмоциональных воздействий со стороны родителей: ласки, объятия в период пробуждения дарят равнозначно и мальчикам, и девочкам — это ритуально-праздничный и торжественный момент начала нового дня. В одевании ребенка у каждой семьи выявились свои, особые ритуалы. Дети считают излишним демонстрировать их при «чужих» людях.
Наибольший процент в этой категории — отсутствие каких бы то ни было ритуалов и традиционных форм (56,2%). На прогулке зафиксированы особенные формы ритуального взаимодействия родителей и детей в форме игровых ситуаций (55%).
В категории «Организация детского досуга» приоритеты ритуальных конструкций распределились соответственно индивидуальным семейным предпочтениям: у кого-то на первом месте ритуалы задувания свечей (10,8%), у других — организация праздника (21,6%) и вручение подарков (18,8%). Но доминирующим свойством ритуальности отмечена ситуация появления торта (34,3%). Видимо, это свойственно всем детям: торт ассоциируется с непременным атрибутом любого праздничного застолья.
Исходя из поставленной цели исследования, изучено отношение к ритуалам в семьях дошкольников. Результаты представлены в таблице 3.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что ритуалы присутствуют и значимы во всех семьях, принявших участие в опросе. Все опрошенные утверждают, что ритуалы проводятся из удовольствия, а не по принуждению. Ритуалы в одних семьях всегда неизменны, в других меняются. По позиции «Соблюдение регулярности в использовании ритуала» ситуация однозначна (100%). Видимо, во всех семьях это стало значимой традицией, особенно учитывая возраст детей.
В позиции «Форма использования ритуала» ответы распределились практически поровну, что свидетельствует о новациях некоторых родителей (ответ «нет»), не желающих прививать детям слишком обыденные и стереотипные формы ритуалов (45%). Может быть, это характеризуется творческим подходом многих родителей, а может быть, нежеланием ребенка, способного мгновенно перестраиваться на наиболее приемлемые в какой-либо ситуации образцы ритуальных форм. Остальные родители (ответ «да» - 55%) стараются не менять привычные ритуальные семейные образцы, мотивируя это тем, что таким образом оптимизируется спокойный и расслабленный фон настроения детей, снижаются тревожность и раздражительность, которые могли бы возникнуть при перемене ритуалов в семье.
Позиция респондентов на вопрос: «В какой атмосфере проходят ритуалы?» — свидетельствует, что во всех семьях (100%) участники взаимодействуют исключительно ради удовольствия, а не по принуждению и не в результате исполнения каких-либо обязанностей.
И наконец, позиция «Значимость ритуалов для семьи» также характеризуется приоритетным количеством голосов (100%), что свидетельствует о высокой заинтересованности каждой семьи в создании особой атмосферы исполнения ритуалов для детей. Каждый родитель стремится создать свой неповторимый ритуальный стереотип контакта с ребенком; у одних это особые фразы, у других - мимические проявления, у третьих — согласованность в исполнении какого-то семейного сюжета.
В ходе настоящего исследования обнаружена достаточно прочная взаимосвязь между исследуемыми параметрами.
Корреляции между показателями ритуально значимых видов: подарки, приятные слова, мультфильмы, совместные игры — статистически значимы (r = 0,95 при p < 0,05). По результатам исследования необходимо отметить, что более значимым ритуалом в семье считаются: поцелуи ребенка при пробуждении, покупка или выпечка праздничного торта на каком-либо семейном или детском досуге, сказка на ночь и пожелание «Приятного аппетита!» перед едой. Остальные варианты ответов разнообразны и не имеют особой закономерности. Достоверность результатов обусловлена статистическими показателями.
Следующим этапом являлось проведение беседы с целью выявления осознанности желаний, предпочтений детей. Полученные данные в ходе беседы представлены в таблице 4.
В результате исследования мы выяснили, что большая часть детей активны в беседе, охотно отвечают на вопросы. Они часто прибегают к предметным ответам. Девять дошкольников недостаточно конкретно описывают предметы, отсутствующие в ситуации, отдавая предпочтение ситуативности, общению и играм.
На вопрос «Что ты любишь больше всего на свете?» давались лишь предметные ответы, например «люблю шоколадку, мороженое и т.д.». Опредмечивание любой деятельности носило ярко выраженный характер у 20 детей.
Ответы на вопрос «Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать всё?» озадачивают, поскольку именно совместная деятельность, присущая дошкольному возрасту как доминирующая, в данном конкретном случае выпадает у всех детей из поля зрения. Вместо этого 11 детей занимаются опредмечиванием, отвечая так: «Мне нравится рассматривать мою любимую книжку с картинками про фей», «Хочу играть со своей машинкой». Нередко опредмечивание отождествляется с «любимыми играми» - три ребенка ассоциируют чтение и любимую книгу, красивый альбом и процесс рисования и т.д. Пятеро соотносят вопрос с желаемой ситуацией: «На папин день рождения я бы съел весь торт», «Во время обеда в детском саду убежал бы в игровую комнату и играл сколько хочу один» и т.д. Лишь один ребенок не смог расставить приоритеты и затруднился ответить.
На вопрос «Расскажи о своем любимом занятии» 8 детей описали свои любимые игры, а 11 описали эти игры в совместной деятельности со сверстниками. Один ребенок не смог ответить конкретно.
На вопрос «Что ты не любишь больше всего на свете?» дети практически были солидарны в ответах. Восемнадцать связали ответ на этот вопрос с предметами, причем высказывания подчас носили юмористический характер: «Терпеть не могу кашу, а ее надо есть и дома, и в детском саду. Почему родители ее не едят?», «Не люблю мамину косметику: если бы не она, мама больше времени проводила бы со мной», «Не люблю куклу своей сестры, мне кажется, она красивее моей куклы» и т.д. Один ребенок связал ответ с самой нелюбимой для него деятельностью: «Терпеть не могу помогать маме убирать квартиру. Она очень раздражается и кричит». Затруднился ответить на данный вопрос один ребенок.
На вопросы «Что тебе нравится в детском саду? Что бы ты хотел изменить?» дети прежде всего высказывали озабоченность конкретными ситуациями (10 детей). Чаще всего эти ситуации были связаны с режимом дня - так называемыми ежедневными ритуалами. Однако, приспособившись к жизни в детском саду, дети привыкают к новым ритуалам: определенное время на просыпание, утренние гигиенические процедуры, прогулку и отдых, засыпание.
Первоначальная тревожность, проявляемая в смене ситуации, обусловлена базисной потребностью ребенка в безопасности, надежности и спокойствии. «Предметность» (3 ребенка) и «виды деятельности» (3 ребенка) - здесь ответы детей распределились одинаково. Для некоторых детей (4 ребенка) неприоритетными оказались все позиции, что свидетельствует, скорее всего, о том, что их все устраивает и в режиме дня детского сада, и в играх, и в контактах со сверстниками.
Таким образом, дошкольники предпочитают четко установленные ритуальные взаимодействия. Родители выступают главным звеном в связи их с окружающим миром, помогают овладеть опытом социализации и культурации (дети предпочитают игры со взрослыми).
Полученные результаты в ходе исследования подтверждают значимость ритуалов как социокультурных феноменов для современной семьи, в которых воспитывается дошкольник.
В их проведении соблюдается регулярность, положительный эмоциональный настрой, учитываются желания и потребности детей. Семья — первое сообщество, приобщающее ребенка к ритуалам: еды, укладывания на сон, пробуждения, одевания, прогулок, организации досуга и праздников; она же является основным транслятором традиций, обычаев и установок из поколения в поколение.
Ритуалы — одна из форм накопления опыта межличностной коммуникации и взаимодействия, закрепляющая в поведении детей социальные нормы и ценности-представления.
Сноска
* Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.
Кригер Г. Ритуал как способ взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2015. № 1. С. 53-58.