Первые проявления сосредоточенности младенца были зафик­сированы на 10—12-й день его жизни, когда он направил свой взгляд на огонь лампы, поставленной на близком от него рассто­янии (В. Штерн, Б. Прейер). К концу первого месяца жизни ребенок уже может следить в течение нескольких секунд за ярким, блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз. К 6 месяцам возрастает как дальность расстояния до фиксируемого предмета, так и длительность сосредоточенности ребенка на данном предмете. Внимание младенца раньше всего привлекают подвижные, яркие предметы, воспринимаемые зри­тельно, а также звуки. Начиная со второго месяца длительность сосредоточения на звуках (особенно на речи людей) заметно уве­личивается при поддержке звучания зрительным восприятием звучащего предмета (или лица говорящего человека).

Так, ребенок 3 месяцев более продолжительно слушает звуки колокольчика, когда он смотрит на него, чем тогда, когда он ко­локольчика не видит. Услышав речь взрослого, ребенок повора­чивает голову и слушает произносимые звуки дольше, если он видит говорящего человека. После 3—4-го месяца жизни такая опора на зрительное восприятие предмета уже не столь необ­ходима.

На 2—3-м месяце жизни внимание ребенка наиболее легко привлекает человек. Младенец отвечает на появление человека общей реакцией оживления. По-видимому, причиной этого явля­ется и подвижность человеческого лица, близко наклоненного к ребенку, и улыбка, и шевелящиеся губы, открывающие белые блестящие зубы. Этот зрительно воспринимаемый раздражитель совпадает со слуховым: взрослый что-то ласково говорит. Обще­ние с человеком всегда вызывает у младенца сильную эмоцио­нальную реакцию. На протяжении всего первого года жизни (по-видимому, и в более поздние периоды детства) человек сохраня­ет положение главного, наиболее сильно действующего объекта внимания ребенка.

Фиксируя движения лица взрослого, ребенок как бы «подла­живает» и движения своего лица к воспринимаемому образцу. Такое непроизвольное подражание заметно в трехмесячном воз­расте. Первая улыбка как выражение положительного эмоцио­нального состояния, когда ребенок сыт и лежит на сухой пеленке, возникает раньше, в начале второго месяца (Н. А. Менчинская).

Совершенствование рефлекторной деятельности по мере раз­вития ребенка обнаруживается и в изменении подражания. Если сначала (2—3 мес.) ребенок, глядя на взрослого, улыбает­ся, повторяя своими непроизвольными движениями лица его улыбку, то в 6—7 месяцев младенец начинает воспроизводить движения с игрушкой, трясет погремушку, похлопывает рукой по мячу.

Во второй половине года он подражает своим лепетом отдельным элементам речи взрослого, а к концу года, вниматель­но следя за взрослым, повторяет цепи слогов: «да-да» или «да-да-да», «ба-ба» (Н. А. Менчинская). К концу года ребенок воспроизводит отдельные действия взрослого с предметами (функциональные действия): причесывает гребенкой куклу, сморкается в платок, мешает ложкой в чашке. На втором году жизни ребенок может воспроизвести движения или звукосоче­тания произвольно, вслед за взрослым, внимательно всматри­ваясь в образец.

С 5-го месяца объектом внимания младенца все чаще ста­новится определенный предмет: яркая игрушка, блестящая ложка, которыми он манипулирует. Ребенок знакомится с пред­метом: рассматривает, обсасывает его. Роль действия с предме­том для удержания этого предмета в поле внимания особенно возрастает после 7 месяцев. Научившись схватывать, притяги­вать предметы, всовывать, вкладывать один предмет в другой, ребенок приобретает возможность самостоятельно изменять внешний вид вещей, их положение в пространстве. Такая актив­ность является первой деятельностью и условием поддержания внимания ребенка.

На втором году жизни, когда ребенок овладевает ходьбой, резко увеличивается круг предметов, попадающих в сферу дей­ственного ознакомления с ними ребенка. Внимание приобретает больший объем. Вместе с нарастанием активности ребенка, с из­менением и усложнением его предметных действий возрастает устойчивость внимания. Теперь ребенок может сосредоточенно заниматься 8—10 минут, вставляя вкладку, фигурки в гнезда доски, нанизывая кольца на стержень башни или перевозя ку­бики на своем автомобиле из одного угла комнаты в другой. На втором и особенно на третьем году жизни внимание ребенка уже не только чем-то привлекается, но он сам активно направ­ляет его на новый предмет: на картинку, на речь взрослого, на лицо нового человека. Сосредоточение на словах взрослого — результат и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи ребенка.

Нарастающая способность к возникновению и сохранению хотя бы на короткое время одной доминанты дает возможность проводить с детьми третьего года жизни короткие организован­ные занятия, объединяя малышей в небольшие группы, по 3— 4 человека в каждой. Но хрупкость детского внимания на этой ступени развитая требует постоянного сочетания слова воспита­теля с показом предмета, игровых действий с предметами. Развивать внимание у детей третьего года жизни можно только в том случае, если объект восприятия подвижен, изменяется. В этот период дети также легко сосредоточиваются на восприятии му­зыки, песни, при этом их внимание поддерживается их собствен­ными движениями, повторяющими ритм слушаемой музыки.

Отметим общие особенности внимания малень­ких детей:

1. Внимание ребенка младенческого и преддошкольного воз­раста кратковременно, сосредоточенность его слабая. Создается лишь кратковременная и нестой­кая доминанта. Внимание постоянно колеблется, переме­щаясь с одного объекта на другой без видимой причины, напри­мер ребенок (в конце преддошкольного периода) за 12 минут 8 раз переменил предмет своей игры; длительность сосредото­чения на одном объекте не превышала 2 минут.

2. Маленький ребенок не управляет своим вниманием. Оно имеет непроизвольный характер и привлекается ярким, силь­ным или новым раздражителем. Нестойкое и легко отвлекаемое внимание маленького ребенка не отличается подвижностью и не поддается управлению, т.е. не может переключать­ся по его желанию. Ребенок не может произвольно менять направленность внимания, так как не владеет им.

3. У маленьких детей очень узкий объем внимания. Если ребенок держит в руках погремушку и ему показали дру­гую игрушку, он отпускает первую и тянется за второй. Если трехлетнему ребенку что-то рассказывают, он перестает есть. Распределение внимания между двумя предметами или дей­ствиями маленьким детям совершенно недоступно.

4. Чем моложе дети, тем меньше они могут сосредоточивать­ся на словах, обращенных к ним. Слова сначала лишь сопро­вождают наглядно воспринимаемые предметы. Только постепен­но слово приобретает настолько большое значение, что может вызвать без всякого подкрепления сильный очаг нервного воз­буждения. Тогда (обычно после 2 лет) становится возможным вызвать внимание детей словесным сигналом, сосредоточить его на словесной инструкции, рассказе.

5. Как и в более старшем возрасте, внимание маленького ребенка наиболее устойчиво в активной деятельности: в играх, манипуляциях предметами, различных действиях.

Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для сту­дентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971. - 415 с. С. 185-188.