Обладавшая особым профессиональным умением сохранять и развивать ребенка, используя личностно-ценностный подход, Юлия Фаусек сумела создать воспитательноучебный процесс дошкольной образовательной организации в парадигме свободной педагогики.
Юлия Ивановна активно использовала «житейские упражнения». Детей обучали полезным навыкам самообслуживания: без особых предупреждений воспитателей самим мыть руки, молиться, завтракать.
Воспитанникам предлагали участвовать в дежурстве за завтраком, что предполагало развитие целого ряда полезных умений: накрывание столов, расстановку тарелок и чашек, раскладку ложек и вилок.
Дети учились подавать блюда, убирать со столов и мыть посуду (с помощью взрослых), сворачивать скатерти, подметать пол, аккуратно расставлять столы и стулья. Самое важное — они все делали по своей воле и самостоятельно: накрывали скатертями столы, раскладывали для каждого ребенка кольца с именем и салфетки, украшали столы букетиками цветов или другими декоративными предметами [1].
Самые маленькие постоянно стремились быть дежурными. Несмотря на то что они еще ничего не умели делать, Юлия Ивановна старалась удовлетворять эти детские потребности. Опора педагога на самостоятельность и инициативу дошкольников приводила к положительным результатам, развивала у детей навыки внимательного отношения к сверстникам, а также умение использовать вещи в быту и бережно к ним относиться. Ю.И. Фаусек отмечала, что за три года во время мытья посуды разбили всего 9 кружек и 6 тарелок. Причем одна посетительница, смотревшая, как работают дети, так нервничала, что они перебьют посуду, так бросалась на помощь, что в результате — черепки и большое огорчение ребенка [2].
Любовь к детям стала основой системы ценностей этой дошкольной образовательной организации, предопределив весь педагогический комплекс: цели, средства, методы и способы воспитания.
Если в традиционном дошкольном воспитательном учреждении педагоги играют главную роль, то задача Монтессори-педагога — создавать условия для детской активности в воспитательно-образовательном процессе, что формирует особое гармоничное равновесие субъект-субъектных отношений взрослых и малышей.
Например, воспитателям следует стимулировать у воспитанников, и в особенности у дежурных, знание вкусов и пристрастий других детей в еде. Юлия Ивановна утверждала, что повседневная забота детей о сверстниках реально противостояла обычному эгоистическому восприятию малышей, считавших себя самыми важными в детском саду и требовавших повышенного внимания к себе.
Под руководством воспитателя они обучались навыкам «красивой домовитости»: дежурные носили белые переднички и нарукавники, посуду мыли в менее парадных передниках разных цветов. Чтобы стать примером для детей, воспитательница должна уметь делать все сама и по возможности уметь обходиться без помощи других. Когда на доске записывали имена дежурных по кухне, Фаусек часто ставила себя «и Юлия Ивановна», что вызывало всеобщее желание помочь ей мыть посуду.
Казалось бы, тривиальное правило «во всем служить примером детям» на практике проявлялось в особом этикете педагогов, чьи манеры и поступки должны быть лишены как резкости, так и сюсюканья и чрезмерной слащавости.
Одежда воспитательницы должна быть безукоризненной и нравиться детям, иначе нельзя требовать от малышей порядка в костюме, если его нет у взрослых.
Воспитатель должен уделять внимание мелочам, ведь из них соткана повседневная жизнь, и очень часто мелочи имеют огромное значение для выработки характера будущего человека.
Особо выраженный настрой на тишину и спокойствие отличал стиль общения Юлии Ивановны с воспитанниками. С известного удаления она едва слышно, шепотом называла имена детей, они подходили к ней, причем важно было пройти медленно и спокойно [2].
Литература
- 1. Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори. Берлин, 1923. Детский сад Монтессори. М.: Карапуз, 2011.
- 2. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога. Кн. 1. М.: Форум, 2010.
Князев Е.А. Юлия Фаусек и свободное дошкольное воспитание
// Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 114-117.