Содержание материала

Анализ психолого-педагогической литературы

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи показывает: хотя в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.

Прежде чем познакомить читателей с результатами нашего исследования в указанной области, обратимся к истории этого вопроса в отечественной педагогике.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов   социалистического общества — общества нового типа, а также освобождения женщины, ликвидации ее неравенства с мужчиной, создания для женщины возможности зарабатывать, внося вклад в бюджет семьи.

Каким образом решался вопрос о взаимодействии семьи и дошкольных учреждений в первые десятилетия советской власти? После революции дошкольное воспитание было поставлено под контроль государства. В Декрете об учреждении государственной комиссии по просвещению говорилось об организации, наряду с отделами по всеобщей грамотности, по школьному строительству, по внешкольному образованию, отдела дошкольного воспитания. А в декабре 1917 г. вышло распоряжение дошкольного отдела народного комиссариата, в котором подчеркивалось, что включение дошкольного воспитания в систему народного образования должно положить начало общественному воспитанию ребенка уже на первых ступенях его развития, что будет способствовать формированию физически и умственно развитого, трудоспособного и полезного члена общества.

В апреле—мае 1919 г. состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. В числе его основных задач провозглашались организация дошкольного воспитания в общегосударственном масштабе; определение общей идеологической установки и выбор пути, по Которому должна идти дошкольная работа. Подчеркивалось, что дошкольное воспитание — это часть воспитания человека вообще, поэтому нельзя определить цели дошкольного воспитания, не определив одновременно и задачи воспитания на всех дальнейших ступенях. Съезд выдвинул вопрос об обязательном общедоступном дошкольном воспитании, считая это неотложной задачей советского строительства вообще. На съезде в докладе председателя дошкольного отдела народного комиссариата Д. Л. Лазуркиной «Задачи социального воспитания в связи с новыми формами общественной жизни» были выдвинуты следующие положения:

  • учреждения дошкольного воспитания должны способствовать переустройству старой семьи, установлению единых задач семейного и общественного воспитания;
  • дошкольное воспитание, осуществляя единые со школой задачи, должно воспитывать граждан Советской республики, будущих членов коммунистического общества;
  • основным типом дошкольного детского учреждения должен быть детский сад-очаг с длительным сроком пребывания в нем детей, чтобы помогать раскрепощению женщины и эффективнее осуществлять всестороннее развитие детей.

Идея подчинения дошкольного воспитания целям государства и изменения в связи с этим его задач было отражено в резолюции I Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию. В ней говорилось, что «основной задачей учреждений по дошкольному воспитанию является создание для детей дошкольного возраста... условий жизни, способствующих гармоническому развитию члена трудового общества».

Это отражало основную тенденцию в дошкольном воспитании в первые годы советской власти. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование прежде всего гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Так, например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.

Так, оценивая воспитательные возможности школы, А. В. Луначарский подчеркивал, что она «как государственно-воспитательное    учреждение должна раньше,  чем  социальная жизнь, пропитываться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от нее должны исходить воспитательные силы. Школа должна выправить те искривления, которые дает ребенку жизнь». Вместе с тем он полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи   при  направляющей  роли школы и ее влияния на семью.

Дальнейшее  развитие   подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница  государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». А. С. Макаренко анализировал условия, определяющие успешность воспитания детей в семье, и на конкретных примерах показывал влияние родительского авторитета, всего уклада семейной жизни на успешность воспитательного воздействия на ребенка. А признание роли семьи в воспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей с тем, чтобы семейное воспитание подчинялось тем же принципам, что и общественное, т. е. не противодействовало общественному воспитанию, а помогало ему. Так, А. С. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества».

Итак, можно сделать вывод:

Педагогика того периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взгляду на семью как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.

Подобный взгляд на семью определялся и тем, что семьи, естественно, разные, а будущие строители коммунистического общества в соответствии с советской идеологией должны были быть, если можно так сказать, унифицированными, индивидуальные различил не приветствовались. В период становления советской власти семейное воспитание не приветствовалось еще и потому, что далеко не во всех семьях смена общественного строя была воспринята положительно, и влияние таких семей на детей было не таким, каким его хотелось бы видеть руководителям дошкольного воспитания.