Ролевая игра позволяет дошкольникам исследовать и начинать понимать сложную природу отношений, обрести чувство контроля над своим внутренним миром.

Социально-драматическуюролевую игру можно рассматривать как процесс, в котором дети пытаются воспроизвести общество взрослых посредством своей деятельности в среде сверстников. Семейная ролевая игра здесь является наиболее благоприятной для проведения смешанной гендерной игры.

Роли в смешанной гендерной игре

Двумя наиболее явными и частыми персонажами в социально-драматической игре являются отец и мать, и дети, похоже, остро обеспокоены точным изображением этих ролей. Играя во взрослых, дети практикуют мужское и женское гендерное поведение и приобретают их как свои собственные.

Присвоение поведения и отношений взрослых может быть не единственной целью семейной ролевой игры. Она может быть областью, где дети зачастую бросают вызов и критически комментируют формы языка и поведения взрослых.

Так как игровые темы отражают интересы детей и не являются результатом провокаций или взаимодействий со стороны воспитателя ДОУ, то содержание игровой игры детей может рассматриваться как отражение средств знаний, полученных в домашних условиях.

Одно из направлений фундаментальных исследований было сосредоточено на изучении того, что значит быть частью ответственной семьи и сообщества. Это было отражено в высокой частоте бытовых сценариев, в которых выполняются семейные обязанности, такие как уход за грудными детьми, укладывание их для прогулки в детские коляски летние и зимние, а также уход за домашними животными, приготовление пищи и обеспечение того, чтобы участники, играющие роль детей в групповой игре, поспали. Подготовка к праздникам и пикникам — это еще одна тема, которая вызывает огромное удовольствие у детей.

Трудности при распределении ролей

Важной частью семейной ролевой игры является распределение ролей, которые будут играть отдельные дети. Это и область переговоров, и арена для установления и поддержания властных отношений внутри группы. Оба аспекта можно увидеть в следующем эпизоде ​​игры.

Соня, Катя и Артур начали играть в матерей и котят. Два мальчика, Саша и Алеша, захотели поиграть с ними. Конфликт возникает сразу, так как оба мальчика просят одну и ту же роль.

Саша: «Я могу быть папой? Могу ли я быть папой?»

Алеша: «Могу ли я быть папой?»

Соня, используя свою силу матери — доминирующую роль в семейных играх, говорит: «Ты можешь быть папой, Алеша».

Саша не был готов принять решение. «Я хочу быть папой, я хочу быть папой!».

Соня начала договариваться о роли Саши, сказав: «Ты можешь быть ребенком». Алеша попытался утвердить свою роль отца и защитить свое положение мужчины в сценарии, сказав Саше, что он не может быть ребенком. К дискуссии подключилась Катя, она решила поддержать Сашу, своего постоянного партнера по играм.

Катя: «Саша может быть ребенком».

Саша использовал вмешательство Кати, чтобы подчеркнуть попытку Алеши взять на себя властную роль, отвечая: «Алеша не позволит мне быть ребенком».

Это привело к ожидаемому результату принуждения Кати к определенному утверждению относительно иерархии в пьесе: «Если я скажу «да», то можешь». Довольный ограничением власти Алеши над ним, Саша оговорил свою роль ребенка таким образом, что она дала ему некоторый контроль над ситуацией, оставаясь в пределах параметров, которые были бы приемлемы для двух девочек, заявив: «Я — котенок».

Затем к месту проведения игры подошли Маша и Эдик, и произошел очень сложный набор переговоров, в ходе которого начальные игроки меняются ролями, чтобы сохранить контроль над игрой. Соня как мать была последним арбитром.

Эдик сказал: «Я хочу быть маленьким котенком».

Соня ответила: «Нет, ты можешь быть собакой».

Маша спросила: «Можно я буду щенком?»

Соня дала согласие: «Да, ты можешь, потому что, если я скажу «да», то ты можешь. Хорошо."

Маша сказала другим игрокам: «Соня сказала, что я могу быть щенком».

На некоторое время Соня покинула игровую площадку.

Введение Соней в игру новых ролей животных заставило Сашу и Катю пересмотреть свои роли.

Катя «Нет, я щенок».

Саша: «Я собака».

Катя: «Я щенок собаки».

Теперь они фактически исключили Машу из игры.

Вошел Женя и сказал Саше: «Можно я буду для тебя маленьким щенком?». Саша и Катя, защищая свои новые собачьи роли, сказали Жене «нет».

Маша попыталась создать альянс с кем-то другим, чтобы узнать, даст ли объединенный фронт им доступ к игре. Подойдя к Жене, она спросила: «Можно я буду котенком?»

Сразу после возвращения Соня восстановила свой авторитет, сказав: «Есть только два котенка».

Женя принял ее статус власти и обратился: «Можно я буду котенком, Соня?»

Соня укрепила свое доминирующее положение, ответив: «Нет, у нас только два котенка».

Маша также обратилась к Соне с вопросом: «Можно я буду котенком?», но она также получила тот же ответ: «Нет, котят всего два».

Затем Маша продемонстрировала свое понимание правил групповой семейной игры, выбрав роль, которую не играли, и спросила у Сони: «Можно я буду твоим ребенком?», И Соня ответила: «Хорошо».

Женя наблюдал за успешным вступлением Маши в игру, спросил Соню, может ли он быть кем-то другим, но снова получил отказ.

Однако, имея в виду его очевидную решимость участвовать в игре, Соня пыталась найти подходящую роль для Жени, сказав: «Мы не знаем, кем ты собираешься стать, ты можете быть щенком».

Женя не стремился принять эту роль, поэтому попытался договориться о более приемлемой роли, сказав: «Пожалуйста, я могу быть собакой».

Соня все еще была уверена, что в игре уже достаточно собак, и сказала: «Нет, ты должен быть кем-то другим».

Женя, наконец, решил, хотя это не была его любимая роль, и спросил: «Могу ли я быть ребенком?»

Соня ответила: «Да».

После того, как роли и иерархия власти были окончательно установлены, дети приступили к разработке все более сложного сценария, включающего все роли в эпизодах еды, сна, прогулок и отправки на улицу, пока «мама и папа» выполняли какую-то работу.

Хотя большинство смешанных гендерных эпизодов семейной игры были инициированы и контролировались девочками, признанный лидер среди мальчиков также мог инициировать и контролировать эту форму игры.

Различные стили лидерства мальчиков и девочек означают, что всегда есть большая вероятность конфликта и большая трудность в его разрешении в игре мальчиков. Хотя переговоры о ролях обычно не вызывают проблем, так как другие дети принимают решения признанного лидера и играют отведенную им роль, были случаи, когда конфликт из-за распределения ролей серьезно нарушал игру.

Несмотря на то, что дети были вовлечены в следующий эпизод в течение 45 минут, большую часть времени занимали споры о ролях, что серьезно ограничивало развитие и сложность игрового эпизода.