Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологических функций, возникших у него уже во внутриутробный период, но и более поздним ослаблением их интенсивности по сравнению с физиологически зрелым новорожденным.
Сразу же после рождения младенец подвергается резкому холодовому воздействию со значительным перепадом температур. Любопытно, что при этом у новорожденного теплоотдача не только не снижается, но и существенно повышается. Это проявляется расширением сосудов кожи (вазодиляптацией) и тем самым увеличением кровотока в ней. На сниженную температуру среды новорожденный реагирует потоотделением, которое является средством повышения теплоотдачи. После рождения ребенок приобретает специфическую позу. Она выражается согнутым положением головки по отношению к туловищу, сложенными в локтях ручками, сжатыми в кулачки пальцами (большой палец внутри), согнутыми в коленях ножками, согнутыми к подошве пальчиками стопы. Все эти явления свидетельствуют о сгибательной гипертонии, которая способствует повышению уровня теплопродукции и уменьшению общей поверхности теплоотдачи.
За первые 7 лет жизни ребенок проходит гигантский путь развития, определяющими факторами которого являются окружающая среда и воспитание. Всякий воспитательный процесс начинается с уважения к ребенку как индивиду. Следует отметить, что человеческая индивидуальность не только формируется в детстве, но уже существует в этом возрасте. Многие основы индивидуальности определяются особенностями нервной системы, врожденными и унаследованными, возрастными и приобретенными. Установлено, что огромную роль в развитии ребенка играют свойства нервной системы. Возрастная эволюция мозга ребенка — сложный и многосторонний процесс. Л. С. Выготский писал, что развитие ребенка — единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс.
Понимание механизмов созревающей нервной системы дает возможность понять механизмы нервной деятельности. Согласно Л. О. Бадаляну, он заключается в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; в переработке их в нервные импульсы; передаче импульсов в центры головного мозга, где они анализируются; в выработке ответной реакции, которая осуществляется при помощи рабочих органов.
В этом состоит принцип рефлекса как основной формы нервной деятельности. Рефлексы варьируются от простого сокращения мышцы до появления комплекса общего оживления у грудного ребенка при виде лица матери.
Анализируя принципиальную схему рефлекса, можно проследить индивидуальные особенности нервной системы, так как один и тот же раздражитель разные дети воспринимают неодинаково.
Особенности нервной системы отражаются на процессе развития. Совокупность индивидуальных особенностей ребенка составляет «биологический каркас личности», который не только обрастает в процессе воспитания социальными навыками, но и подвергается изменениям.
На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие происходит на базе дистантных рецепторов — зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка.
В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни. Н.И.Касаткин отмечал, что это только у цыпленка все просто: вылупился из яйца — и побежал, тогда как путь становления жизненно важных движений ребенка довольно длителен. В детстве у него формируются важнейшие способы деятельности. Физиологи подчеркивают: чем выше в эволюционном ряду стоит животное, тем дольше у него продолжается период детства.
При рождении у человека «автоматических» действий меньше, чем у животных, зато ему свойственна наибольшая способность к обучению. Специфика мозга человека состоит в неограниченной возможности усвоения новых знаний, наибольшей восприимчивости не к биологической наследственности, а к «социальному унаследованию», т.е. к усвоению различного рода социальных традиций.
Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зрелых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего это хватательный рефлекс (так, например, новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять, его хватка способна выдержать массу тела). Подошвенный рефлекс, который вызывается штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных. Пяточный рефлекс, известный как рефлекс И.Н.Аршавского, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной активности, сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательный рефлексы. Они постепенно свертываются и вновь формируются под воздействием воспитания. Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочного, оборонительного, защитного.
С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слуховой и т.п.).
Длительное применение каких-либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию целостной системы ответных реакций — динамическому стереотипу.
Формирование условных рефлексов у ребенка происходит во взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.
Центральная нервная система ребенка хранит в себе следы длительной эволюции животного мира. Так, регуляция работы сердца, почек и других внутренних органов, автоматические реакции на болевые, температурные раздражители осуществляются примерно теми же нервными центрами, что и у многих животных. Но по сравнению даже с высшими млекопитающими у человека чрезвычайно развита кора больших полушарий, особенно ее лобные отделы.
В нервной системе ребенка одни группы центров, эволюцион-но более древние, исполняют относительно примитивные функции. Эволюционно более новые центры объединяют различные системы организма и выполняют многоплановые сложные действия. Так, центр спинного мозга регулирует работу органов в пределах отдельных участков сегментов тела. Центры продолговатого мозга управляют дыханием и сердечной деятельностью. Центры среднего мозга осуществляют комплексную реакцию всего организма в ответ на зрительные и слуховые раздражители. В области промежуточного мозга и в подкорковых узлах происходит интегрирование всех сигналов из внешней и внутренней среды. Как показывают эксперименты, здесь формируется эмоциональное состояние — чувство страха, напряженности, радости, агрессивности. Физиологи доказали наличие в подкорковых центрах участков, раздражение которых вызывает различные эмоциональные состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие.
Сложной системой глубинных центров управляет кора больших полушарий. С одной стороны, она без этих структур не может функционировать, а с другой — сопоставляет полученные от них сигналы с индивидуальным опытом и руководит активизацией или торможением отдельных нервных центров.
Таким образом, функции коры головного мозга — это способность тонко анализировать обстановку, приобретать и, в случае необходимости, использовать индивидуальный опыт. Одни реакции жестко запрограммированы в нервной системе и запускаются как автоматическая последовательность действий, другие — непостоянны и видоизменяются в процессе своей реализации.
При правильном воспитании у ребенка можно выработать множество стереотипов. Это в значительной мере облегчает реагирование на окружающие внешние условия, повышает работоспособность нервных клеток. Например, выполнение утренней гимнастики, ежедневных физических упражнений после дневного сна, организация самостоятельной двигательной деятельности формируют стереотип и потребность в выполнении этих упражнений в одно и то же время. У ребенка складываются определенные двигательные паттерны — последовательность выработанных действий, которые отражаются на поведении. Становление и изменение паттернов происходит в зависимости от возраста, окружающей среды, особенностей его развития. Тренировку нервной системы младенца необходимо осуществлять с учетом выработанных стереотипов, развивая у него потребность сознательно реагировать на окружающее.
По мере развития нервной системы у ребенка появляются статические и динамические функции равновесия. Возникновение и упрочение этих функций зависит и определяется как внешними, так и внутренними факторами. По утверждению И.М.Сеченова, все произвольные движения у ребенка формируются под влиянием социальных условий. Как дитя природы ребенок не нуждается даже в прямохождении. Лишь как социальное существо он начинает выполнять жизненно важные движения, которые совершенствуются в процессе воспитания и обучения.
На становление навыков движения огромное влияние оказывает состояние органов чувств, с помощью которых воспринимается окружающая среда. Следует отметить, что к моменту рождения органы чувств ребенка развиты больше, чем движения.
В исследованиях М. Ю. Кистяковской выявилась определенная последовательность образования связей между двигательным и другими анализаторами. Длительное развитие двигательного анализатора у ребенка влияет на становление двигательных функций, которые развиваются на базе дистантных рецепторов, способных воспринимать раздражители на расстоянии. Это прежде всего системы зрения, слуха и другие анализаторные системы.
Уже на втором месяце жизни устанавливается связь между кинетическим и вестибулярным аппаратом. Это проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спине, в вертикальном положении. В этом же возрасте возможно образование связи между кинестетическим анализатором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется в сосании пальцев, направлении рук ко рту. Позже устанавливаются связи между двигательным анализатором, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и ее рассматривании. В возрасте 3,5 — 5 месяцев у малыша появляются более сложные зрительно-кинетические связи: он направляет руки к подвешенному над кроваткой предмету (погремушке) и захватывает ее.
Образование межрецепторных связей способствует образованию сложных функциональных систем, формированию своеобразной иерархии нервных центров с очень сложными отношениями соподчиненности. Многие двигательные акты дублируются на разных уровнях. Это создает высокую надежность осуществления навыков движения и в то же время способность видоизменять способ действия при внезапно меняющихся условиях.
Л.О. Бадалян, Н. Миронов, изучая физиологию двигательного акта, установили, что самым низким уровнем регуляции движений обладает сегментный аппарат спинного мозга. Клетки каждого сегмента связаны со строго определенной группой мышц и регулируют их деятельность. Двигательные нервные клетки постоянно получают информацию от мышечных клеток рецепторов и сухожилий. Сегментные аппараты находятся под контролем целой системы двигательных центров головного мозга. Собирая информацию от органов чувств всего тела, они решают сложные двигательные задачи, требующие участия многих мышечных групп. Одной из таких систем является экстрапирамидная система. В ней хранится набор сложнейших двигательных реакций, обеспечивающих регуляцию позы, осуществление важных двигательных актов. Хотя у человека экстрапирамидная система редко проявляет себя в «чистом виде», однако она играет существенную роль в общей организации моторики. Такие характеристики движений, как плавность, грациозность, ловкость, эмоциональная выразительность во многом зависят от особенностей экстрапирамидной системы. Функции ее отчетливо выражаются в детском возрасте, когда высшие корковые моторные центры еще не окончательно сформированы. По мнению Л.О. Бадаляна и Н. Миронова, именно любовь большинства детей к шумным подвижным играм объясняется особенностью развития экстрапирамидной системы. Дети любят убегать, догонять, прятаться, увертываться; выполнять ритмические движения, подпрыгивать, прихлопывать, раскачиваться, кружиться.
К старшему дошкольному возрасту начинает доминировать пирамидная система регуляции моторики. Центры пирамидной системы формируются в передней центральной извилине головного мозга.
Каждое его полушарие при помощи пирамидной системы связано с противоположной половиной тела. Любопытно утверждение физиологов о том, что если образно представить проекцию тела в передней центральной извилине головного мозга, то получается человек, перевернутый вверх ногами. Примечательна непропорциональность этого человека. Кисть и лицо занимают большее место, чем все остальное тело. Основная функция пирамидной системы — регуляция произвольных движений, которые усваиваются в процессе воспитания и обучения. Благодаря пирамидной системе ребенок способен к обучению сложным и точным движениям; по утверждению Л.О. Бадаляна, эти возможности безграничны.
Пирамидная система доминирует в той или иной степени в моторике каждого ребенка. Ее ведущая роль формируется постепенно. Чем меньше ребенок, тем слабее у него организована произвольная моторика. Мысль и ее двигательное воплощение недостаточно связаны. В процессе моторного развития ребенка многие двигательные навыки настолько автоматизируются, что нет необходимости вспоминать каждый раз о способах того или иного действия. Способность к автоматизму движений дает множество преимуществ: сознание разгружается от излишней работы, целенаправленная деятельность становится более рациональной и имеет большие возможности для скорейшего достижения результатов. Готовые формулы движения, запас их фиксируются в основном в теменных долях коры больших полушарий головного мозга. Способность запоминать движение в целом и использовать его в случае необходимости получила название праксиса. Центр праксиса в теменной доле тесно связан с корковым отделом пирамидной системы, а также с ядрами пирамидной системы.
Важнейшим участком двигательной регуляции является мозжечок. Он, как и вестибулярный аппарат, тесно связан с экстрапирамидной и пирамидной системами и обеспечивает координацию движений и поддержание равновесия тела. От мозжечка зависят такие характеристики движения, как точность, соразмерность мышечного усилия двигательной задаче, твердость походки, способность быстро перераспределять напряженность отдельных мышц. Мозжечок обеспечивает координацию как автоматических, так и произвольных движений. Его развитие накладывает отпечаток на целый ряд индивидуальных различий человеческой моторики.
За период детства происходит сложнейший процесс формирования нервной системы. Он многогранен и характеризуется преобладанием процесса возбуждения над торможением.
Для формирования двигательного стереотипа требуется определенная повторяемость и последовательность применения раздражителей. Таковыми являются физические упражнения, которые подбираются соответственно возрасту и проводятся в определенной системе.
Начиная с первого года жизни ребенка необходимо создавать условия для формирования у него произвольных движений, двигательных функций как при организации занятий, так и в свободной двигательной деятельности. Под воздействием физических упражнений и подвижных игр происходит становление и тренировка центральной нервной системы, психическое и моторное развитие ребенка. Именно на первом году появляются первые основные жизненно важные движения: развитие кисти руки и, как следствие, функций схватывания, бросания, захватывания; к 6—7 месяцам ребенок начинает ползать.
На втором году жизни ребенок овладевает ходьбой, а к концу его начинает бегать.
На втором и третьем году под воздействием воспитания и обучения у ребенка качественно совершенствуются навыки бросания, ловли, ползания, лазания.
На третьем году жизни появляются подготовительные к прыжкам движения, к концу этого возраста ребенок овладевает прыжками с движением вперед. К трем годам он не только овладевает почти всеми основными движениями, но и начинает применять их в повседневной жизни.
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 52-59.