Содержание материала

Методические приемы

Прием - часть метода, его деталь, дополняющая и конкретизирующая метод» [14; с.87].

«Методические приемы отбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка». (Э.Я. Степаненкова).

Приемы наглядного метода разнообразны. Так, наглядно - зрительные приемы (по Д.В. Хухлаевой) заключаются в правильном, четком показе образца движения или его отдельных элементов; в подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров для формирования пространственной ориентировки; использований кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков и т.д. Тактильно - мышечная наглядность выражается в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающее ощущение правильного мышечного тонуса).

« Однако, - отмечает автор, - такая помощь должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического стереотипа» [14;с.88].

Наглядно - слуховые приемы представляют собой звуковую регуляцию движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм барабана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Д.В. Хухлаева считает, что использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, «регулирует темп и ритм», но и вызывает у ребенка « эмоциональный подъем», желание выполнять движения.

Приемы словесного метода играют важную роль в обучении ребенка движению: краткое одновременное описание и объяснение новых движений, с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления ребенка; пояснение, которое сопровождает показ движений или его элементов; указание о выполнение движений; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижных игр; вопросы детям, которые задаются до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры и т.д.; команды, распоряжения, сигналы, требующие различной интонации, динамики и выразительности; считалки короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего, или распределения ролей в игре; образный сюжетный рассказ применяется в целях развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ.

Важную роль в формировании двигательных навыков играет активизация идеомоторных представлений посредством словесной инструкции. «Идеомоторный акт - это переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения». (А.Ц.Пуни) [14].

Основу идеомоторных представлений составляет известное положение И.П.Павлова: «Раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеете кинестетическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите: [14; с.91].

Примеры, относящиеся к практическому методу, направлены на формирование практических двигательных навыков; самостоятельное применение их ребенком в игровой и жизненной ситуации, а также на обогащение его знаниями, позволяющими осознанно осуществлять это применение.

Практические методы побуждают ребенка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению ролей судей при проведении соревновательных игр, повышают интерес к самосовершенствованию, побуждают к целенаправленному, заинтересованному упражнению в круговой тренировке [37; с.87].

Э.Я. Степаненкова [37] добавляет к вышеперечисленным следующие методы обучения: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, формирования (развития) творчества.

Информационно - рецептивный метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; воспитателю четко, конкретно, образно донести знания, а ребенку - осознанно их запомнить и усвоить.

Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т.е. воспроизведение способов деятельности). Этот метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.

Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует в качестве составной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным, т.к. оно не может научить ребенка мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности.

Решение ребенком посильных проблем в подвижных играх и упражнениях: рождает веру в свои силы, переживание радости самостоятельных маленьких «открытий», делает обучение более интересным и увлекательным; создает предпосылки для творчества; предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. А значит, позволяет повысить двигательную активность детей на физкультурных занятиях.

Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий, основой которого является двигательное воображение (В.Т. Кудрявцев). «Двигательное воображение обеспечивает воодушевление (и одухотворение) детских движений, что делает их по - настоящему управляемыми» [16; с. 13]. Согласно теории А.В. Запорожца, движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым.

С этой целью психолог В.Т.Кудрявцев и педагог Б.Б. Егоров [16] предлагают специальные игровые задания:

  • на преодоление стереотипа действия (движения) с предметом;
  • на придумывание новых способов применения предметов;
  • на придумывание названий выполняемым движениям.

При этом авторы отмечают, что наиболее эффективным средством развития двигательного воображения, выступают подвижные игры, в процессе развертывания которых, они предлагают создавать «ситуации разрыва двигательной деятельности детей, которая нарушает ее привычное течение»

По мнению многих педагогов (Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Э.Я. Степаненкова и д.р.), все методы и приемы обучения играют важнейшую роль в формировании двигательных навыков и должны применяться в комплексе.

Физическая нагрузка зависит от многих причин: от характера упражнений и игр, сочетания разных видов движений, их интенсивности, продолжительности, количества повторений, темпа и амплитуды, условий проведения упражнений, уровня усвоения, степени двигательной активности ребенка и его эмоционального состояния [25; с. 33].

Эффективность занятия зависит от соответствия объема и содержания возрасту детей, состоянию здоровья и физической подготовленности, особенностям индивидуальной работоспособности.

Различают общую и моторную плотность занятий физической культурой. (Д.В.Хухлаева, Т.И. Осокина).

Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя, проделывание упражнений, наблюдение и анализ, установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия. Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры, ко всей продолжительности занятия.

Способы повышения двигательной активности детей на занятиях рассмотрены в работах Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой, В.А. Шишкиной, М.А. Руновой, Н. Аксеновой и др.