При беге в традиционных кроссовках по твердым плоским покрытиям, таким как бетон или асфальт, стопы не могут должным образом приспособиться к поверхности.
Особенно когда мы приземляемся на пятку. Пытаясь постоянно найти опору, они подвергаются суперкомпенсации, только усугубляющей ударные и ротационные силы. Из-за кроссовок с высокой пяткой центр тяжести бегуна оказывается смещенным, он вынужден приспосабливаться. Это можно определить по специфическому износу подошв кроссовок.
Например, одна сторона может быть более изношенной, чем другая. Но подошва беговой обуви только часть общей картины. К сожалению, и бегуны, и консультанты в магазинах беговой обуви редко заглядывают внутрь кроссовок, а их «изнанка» может рассказать о многом.
Двадцать два года мы в нашей лаборатории занимаемся исследованиями, связанными с характером износа стелек, пытаясь понять, как ведет себя стопа внутри обуви, а не только фокусируем внимание на износе подошв, вызванном суперкомпенсацией.
Суть проблемы можно понять, задав несколько простых вопросов. Например, бегун просит диагностировать проблему, которая, на его взгляд, связана с гиперсупинацией. Я спрашиваю, в каких кроссовках он бегает. Обычно это какая-нибудь модель, обеспечивающая дополнительную стабильность, со вставкой с медиальной стороны. Я осматриваю подошвы и прихожу к выводу, что бегун чаще приземляется на латеральную сторону кроссовок. Затем смотрю на стельку, на которой ясно виден износ на медиальной стороне. Это указывает на позднюю гиперпронацию в промежутке от приземления на пятку до момента отталкивания (см. рис. 5.9). Другими словами, прихожу к выводу, противоположному тому, на который наводит картина износа подошвы.
Внутренний вид кроссовки и стелька показывают на истинное движение стопы. А что касается износа подошвы, то он обусловлен суперкомпенсацией. Не осознавая этого, бегун приземляется на наружный край стопы, тратит дополнительное время на адаптацию к поверхности перед тем, как стопа внутри кроссовки обрушивается на внутреннюю сторону. Суперкомпенсация увеличивает продолжительность момента вращения в стопе, создает дополнительные проблемы. Вращение стопы снаружи-внутрь передает ротационный момент на все суставы, соединительные ткани стопы и нижней части тела. Таким образом, понимание реальной картины помогает найти решение проблемы.
Рис. 5.7. Снаружи обуви виден износ латеральной стороны
Вообще, когда вы бежите в современных кроссовках с приподнятым задником, с вами происходит очень многое. Во-первых, как уже говорилось, высокая пятка первой оказывается на земле при ее приземлении. Результат: торможение, ударные и ротационные силы, действующие на все тело. Теряется время между приземлением и средней фазой шага (стопа проводит больше времени на поверхности, усиливаются ротационные силы). Вам необходимо энергично оттолкнуться, чтобы сделать следующий шаг. Это вызывает вертикальное колебание (подпрыгивание), ведущее к крайне нерациональной механике бега. В итоге вы тратите гораздо больше энергии и гарантируете себе более сильные ударные нагрузки.
Рис. 5.8. Износ латеральной стороны резиновой подошвы
На нестабильности стопы сказывается также материал, из которого изготавливается передняя часть подошв современных кроссовок. Бегун с варусной стопой, ударяя по поверхности передней частью стопы, проворачивает ее, потому что его обувь не обеспечивает стопе моментальный полный контакт с землей. В итоге он начинает изнашивать кроссовки изнутри. Вплоть до отрыва от поверхности он продолжает увеличивать как продолжительность, так и силу вращательных движений. Добавьте к этому сильное отталкивание, необходимое для продолжения бега, — ив итоге получите перегрузку подошвенной фасции, ахиллова сухожилия, икроножной мышцы, колена, широкой фасции бедра и таза. То же самое характерно и для бегуна со стопой Мортона.
Рис. 5.9. Стелька указывает на износ с медиальной стороны
Если у бегуна вальгусная стопа, то по мере износа кроссовок латеральный сдвиг будет только усугубляться. Без поддержки стопы вальгусным клином голеностопы,колени, таз и спина будут подвергаться постоянным перегрузкам.
Еще одна проблема состоит в том, что сами стопы бегуна со временем изменяются, довольно часто поперечный свод передней части стопы провисает (см. рис. 5.10). Нормальная плюсневая часть имеет форму небольшого свода. Под нагрузкой подушечка стопы прогибается и принимает форму поверхности, на которой она стоит. Это оптимальное положение, чтобы чувствовать землю. Когда плюсна опущена посередине, давление начинает прилагаться к пенистому материалу подошвы, он со временем деформируется, в нем неизбежно формируются пустоты. Головки костей плюсны начинают двигаться вверх-вниз относительно друг друга вместо того, чтобы опираться на подошву. Движение головок может сопровождаться трением. Следствием этого может стать воспаление проводниковых нервов, которое может перерасти в неврому — сильную боль в подушечке стопы в промежутках между головками плюсневых костей. Решение проблемы состоит в поддержании плюсневых костей в более естественном положении с помощью метатарзальной подушки. Также, если передняя часть стопы не сбалансирована, внутри обуви происходит прогиб вспененной части подошвы, а это в два-три раза увеличивает ротационные силы.
Поняв биомеханику передней части стопы и соответствующим образом сбалансировав ее, вы можете или совсем избавиться от проблемного дисбаланса, или значительно снизить его. Тогда вы сможете ставить стопу параллельно поверхности и отрывать ее из нейтрального положения. Голеностоп, колено и бедро выровняются в вертикальной плоскости, будут лучше защищены от воздействия ротационных сил.
Рис 5.10. Нормальная и опущенная плюсна
На биомеханике стопы в разрезе оптимальной техники бега мы более предметно остановимся в 6-й, 7-й и 8-й главах. Сейчас же нам важно запомнить следующее: стопа в состоянии обеспечить технику естественного бега даже на неестественных поверхностях.
Дэнни Эбшир и Брайан Метцлер. Естественный бег