Мысленное «опредмечивание» природного материалаСоздавая образы из природного материала, дети не только (и не столько) отображают их структуру, сколько передают характер, выражают свое отношение. В силу этого конст­руирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Вот почему так важно отойти от традиционной мето­дики, цель которой - обучать детей создавать конкретные поделки из конкретного материала. Задача педагога - научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть пали­тру его красок, форм, фактуры и на этой основе создавать разнообразные художественные об­разы. Такой подход, с одной стороны, развивает воображение, творчество, с другой - подводит детей к овладению обобщенным способом пост­роения образа с опорой на наглядность.

О. М. Дьяченко выделяет два основных каче­ственно различных способа действия по построению воображаемого образа. Речь идет

1) об «опредмечивании», когда в незавершенном рисунке ребенок усматривает определенный предмет;

2) о «включении», когда заданная на рисунке фигура превращается во второстепен­ный элемент воображаемого образа.

Исследо­ватель считает: второй способ отличается бо­лее высоким уровнем, поскольку приводит к оригинальности и продуктивности решений. Как показало наше совместно с О.А. Христ ис­следование, для развития творческого вообра­жения принципиально важно научить детей умению анализировать материал (в совокупно­сти всех свойств) вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечива­ние» (рис. 1), затем - как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включение».

Мысленное «опредмечивание» природного материала

Рис. 1. Мысленное «опредмечивание» природного материала

Это, во-первых; во-вторых, не­обходимо сформировать такие навыки, приемы конструирования, как «достроить» образ, «из­менить пространственное положение», «убрать лишнее», «скомбинировать» (рис. 2).

Основные приемы конструирования при создании поделки

Рис. 2. Основные приемы конструирования при создании поделки

Исходя из этих положений, нами разработана трехэтапная система обучения.


Первый этап обучения, старшая группа

Основные задачи: а) формировать умение анализировать природный материал как осно­ву будущей поделки (отбирать корни, ветки, сучки); б) обучать трем основным приемам по­строения образа способом «опредмечивания» - умению «изменять пространственное расположение», «достраивать», «убирать лишнее». Последний прием (к сожалению, его на прак­тике почти не используют) значительно влия­ет на развитие воображения.

Способ «опред­мечивание» - основополагающий, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей. Отметим: этим способом дети создают на одной основе несколько ориги­нальных, существенно отличаемых образов. Именно в основе его усвоения зарождается другой способ - «включение».

Чтобы решить поставленные задачи, следу­ет провести не менее шести занятий и двух экскурсий в парк (лесопарк, лес).

На первых двух занятиях детей делят на подгруппы и учат рассматривать природный материал, вы­делять в конфигурациях всевозможные обра­зы. Материал подготавливается заранее. Это могут быть средней величины корни, ветки, сучки, в которых можно «увидеть» конкретный образ. Уже на занятии в групповой комнате кукла Старик-лесовичок поможет развивать ход действия: предложит внимательно рас­смотреть разложенный на столе природный материал, представить, на кого похожи его друзья-притворяшки, а затем практически во­плотить представленные образы, воспользо­вавшись еще пластилином и каким-либо мел­ким материалом. «Практически» означает: де­ти в основном будут укреплять фигурки, под­сказанные конфигурацией материала, к под­ставке, определять их пространственное рас­положение, дополнять образы мелким при­родным материалом и пластилином.

К следующему занятию также подготавлива­ются корни, ветки, сучки, отличающиеся от предыдущих тем, что их конфигурация должна вызывать разные ассоциации, так чтобы была возможность сконструировать на одной основе два-три образа. В ходе диалога, рассматривая материал с помощью Старичка-лесовичка, пе­дагог помогает детям разглядеть не одну «тай­ну»: переворачивая материал в разные сторо­ны, закрывая рукой какую-то его часть или при­ставляя мелкую деталь, демонстрирует приемы создания разных образов по одной основе. Тем самым педагог подводит детей к освоению трех важных приемов «опредмечивания» природно­го материала как целостного образа - к тому, что можно изменить пространственное положе­ние, убрать лишнее и достроить. Кроме того, по­буждает к высказываниям. Иными словами, разворачивает общее обсуждение.

Первый ребенок. Это похоже на дом Бабы Яги.

Воспи­татель. А где же дверь?

Второй ребенок. Да и курьих ножек здесь нет.

Первый ребенок. А дверь не нужна, ведь Баба Яга вылетает в тру­бу. Вот ножки надо обязательно сделать, тогда будет настоящий дом Бабки Ежки.

На втором занятии большинство детей бу­дут предпочитать прием достраивания и только незначительная часть попытается исполь­зовать прием «убрать лишнее». В этом случае воспитатель, если дети попросят, отламывает или срезает лишние части. В результате появляется возможность сконструировать до 20 разных поделок, которым сами авторы дадут характеристики («веселый клоун», «хитрая ли­сичка со скалочкой», «худой и злой волк», «го­лодный крокодил»; рис. 3).

Образ, созданный приемом «убрать лишнее»

Рис. 3. Образ, созданный приемом «убрать лишнее»

Экскурсия в близлежащий парк (или лесо­парк) - с двумя корзинами, большой и по­меньше, для сбора природного материала -подведет итог двум первым занятиям. Старичок-лесовичок поможет поддержать интерес; покажет, скажем, дорогу к полянке, где живут его лесные друзья, напомнит, что нужно не только собирать материал, но и, внимательно рассмотрев его, определить, что на что похо­же, с чем (или с кем) можно сравнить. Собранный материал совместными усилиями подго­тавливается к дальнейшей практической ра­боте (раскладывается по коробкам, в случае необходимости очищается, высушивается, размачивается).

Такое обучение конструированию не только развивает у детей творческое воображение, но и, что не менее важно, воспитывает береж­ное отношение к природе. Ведь дети только собирают материал - шишки, ветки, причудли­вые сучки, а не рвут, не ломают, не обрезают. Они учатся относиться к природе как к живому организму. Одновременно, подчеркнем, при­обретают опыт безопасного и осторожного об­ращения с природным материалом: незнако­мое растение не трогать, травой можно поре­заться, об острый сучок пораниться.

На третьем и четвертом занятиях пред­лагаются задания проблемного характера: ставится задача создать поделки с опорой на заданную основу. Материалом послужат уже новые предметы: куски древесной коры раз­ных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы (в качестве основы). Дети должны внимательно рассмотреть их и определить, на что они похожи, и выполнить свой замысел (рис. 4).

Поделка из древесного гриба

Рис. 4. Поделка из древесного гриба

На третьем занятии дети создают индивидуальные поделки. Большинство к это­му времени уже могут строить на основе нового материала достаточно оригинальные обра­зы. И хотя по-прежнему преобладает прием «достраивание», некоторые воспользуются приемом «убрать лишнее». В основном дет­ские поделки будут представлять фигурки жи­вотных, людей, сказочных персонажей и не очень отличаться от заданной основы. Созда­ваемый образ диктуется прежде всего конфи­гурацией материала. Не исключается, что од­ни дети первоначальный замысел в процессе работы изменят: подводную лодку превратят в рыбу («Это волшебная рыба. Она показывает путь кораблю. Если надо, рыба превратится в лодку, чтобы спасать людей»). Однако боль­шинство уже на этом этапе строго придержи­ваются замысла. Да, возникнут технические трудности - ведь надо подобрать дополни­тельную деталь, прикрепить ее к основе или углубить щель, чтобы получилась пасть или раскрытый клюв и т.д. Естественно, проблема решается с помощью педагога. Другие будут работать, практически ничего не меняя в вы­бранной основе. Так, один ребенок может уви­деть в куске древесной коры пасть крокодила, другой - в древесном грибе облако. Эти по­делки педагог обязательно сохраняет, так как их можно использовать на следу­ющем занятии при создании сложных композиций.

На четвертом занятии дети работают подгруппами и, исполь­зуя все поделки, создают разные композиции (рис. 5). Отбор и со­здание композиции - два взаимо­связанных момента. Практика по­казывает: часто дети, выбрав лю­бимую поделку, придумав с опо­рой на нее сюжет, тем не менее или пользуются другой, или не­много изменяют ее.

Простая композиция из двух поделок, созданных ранее

Рис. 5. Простая композиция из двух поделок, созданных ранее

На это их наталкивает композиция. Воспита­тель активно участвует в этом процессе: напоминает о крокоди­ле, облаке, тем самым помогает развернуть композицию в более интересное направление; побуж­дает каждую группу придумать короткую историю.

Тема двух последних занятий – конструирование по замыслу. Определив замысел, дети самостоятельно отби­рают природный материал: крупный использу­ют как основу поделки, мелкий идет на детали («Нет, уши должны быть большие, поэтому лучше крылатки клена взять»). Это говорит о желании придать образу выразительность. Задача воспитателя - отметить оригинальные решения и обсудить их со всей группой. Те­матика поделок может повторяться. Однако в силу того, что используется другой природ­ный материал, образы существенно меняют­ся. В конструировании по-прежнему исполь­зуются приемы «достроить», «убрать лишнее». Наряду с отдельными фигурками создаются несложные композиции («девочка с собач­кой», «семья ежей», «огородное чучело и со­бачка»). Практически все образы строятся на основе анализа материала; преобладают фак­торы конфигурации материала, его размера. Чтобы окончательно сформировать интерес к конструированию, поддержать желание рабо­тать с природным материалом, из поделок, вы­полненных в процессе занятий и самостоя­тельной деятельности, в вестибюле детского сада организуется выставка. Желательно, что­бы дети сами представляли свои работы. Как закрепление в конце года дается задание на лето - собрать природный материал, подумать, основу какой композиции он может составить.


Второй этап обучения, подготовитель­ная к школе группа

Основная задача - фор­мировать умение строить образ способом «включение». Для этого детей учат анализировать при­родный материал не только как осно­ву будущей поделки (как на первом эта­пе), но и как деталь, значимую для пост­роения целостного образа, путем ее включения в эту це­лостность. Овладе­ние таким способом построения образа значительно рас­ширяет функцио­нальность природ­ного материала: один и тот же мате­риал может быть и основой поделки, и ее деталью. Так, в одном случае рас­пушенная сосновая шишка - это туловище совенка (с небольшим дополнением) или колокольчик, в другом -шапка Старика-лесовика, в руках которого корзинка, а рядом собачка. Этой теме отводит­ся не менее трех занятий. Но прежде педагог организует экскурсии в близлежащий парк для сбора материала. У каждого ребенка поли­этиленовый пакет, у взрослых - большие па­кеты. Отметим: теперь дети будут собирать ма­териал самостоятельно; более того» обсуждать, как его можно применить.

На первом занятии, которое проводится по подгруппам, дети, заранее рассказав о буду­щей поделке, конструируют по собственному замыслу из материала, собранного на экскур­сии. Как показывает практика, у большинства замысел совпадает с конечным результатом. Основным способом конструирования остает­ся по-прежнему «опредмечивание», реализу­емое тремя приемами. Название поделки уже отражает существенные особенности созда­ваемого образа («Дирижер», «Акробат», «Сол­дат с гранатой»). Это говорит о том, что дети видят специфику, заложенную в самом мате­риале, подхватывают основу образа, задан­ную природой, и подчеркивают дополнитель­ными деталями. Тот же «Акробат» подсказы­вает конфигурацию материала. И ребенок уберет лишние веточки, оставит только «ру­ки» и «ноги», дополнит фигурку «головой». В создаваемых образах теперь появляются детали, подчеркивающие характерные особен­ности. Это может быть принцесса в короне и длинной юбке или мушкетер в сапогах, накид­ке, шляпе с пером и шпагой в руке (рис. 6).

Поделки из материала, собранного детьми

Рис. 6. Поделки из материала, собранного детьми

Некоторые смогут выполнить не одну, а две-три поделки, даже взаимосвязанные об­щим смыслом: важно, чтобы педагог в конце занятия предложил детям рассказать о своих поделках. Это позволяет включить созданные образы в более широкий контекст, что приведет к стремлению изменить, дополнить поделку.

На втором занятии по предложению педа­гога дети, работая подгруппами, будут констру­ировать по собственному замыслу. Каждый по­лучает определенный природный материал в качестве элемента будущей поделки. Какая при этом ставится задача? Важно, чтобы, во-первых, создавалась своя поделка с опорой на материал как часть чего-то целого; во-вторых, один и тот же материал использовался много­функционально. Отметим: за редким исключе­нием с заданием дети справляются. Опыт рабо­ты показывает: большинство удачно использу­ют заданный природный материал как деталь или часть целостного образа, который приду­ман самостоятельно (рис. 7), - поделки отлича­ются оригинальностью тематики, конструкции, выразительностью.

Поделки из раковин

Рис. 7. Поделки из раковин

На этом надо зафиксиро­вать внимание детей в конце занятия: подме­тить интересное решение, предложить кому-либо из каждой группы рассказать о своей по­делке (рассказчика выбирают сами дети), а ве­чером зарисовать поделку и придумать к ней рассказ. Придуманные истории взрослый за­писываете маленькие книжечки, украшает дет­скими рисунками. Совместно с детьми приду­мывает название, оформляет обложку, на кото­рой указывается имя и фамилия автора.

На следующем, третьем занятии педагог предлагает задачу на достраивание фигуры: раздает всем одинаковые, заранее подготов­ленные крестообразные фигуры - две палочки (веточки) одинакового размера, скрепленные посередине. С опорой на эти фигуры дети должны придумать и сконструировать что-то свое. Задача проблемная, она вызывает опре­деленные затруднения. Дело в том, что дети уже привыкли создавать фигурки людей, жи­вотных, им трудно включить крестообразную фигуру в новый тип конструкции. И тем не менее, обследовав внимательно, они находят ре­шение, используя способы «опредмечивания» и «включения». Основным приемом будет «до­страивание основы». Некоторые перейдут к сюжетному конструированию («На плоту си­дит рыбак», «У мельницы стоит толстый мель­ник», «У домика стоит Красная Шапочка»). У других заданная фигура составит основу по­делки (плот, подставка, панно); у третьих -часть или деталь в общей конструкции (пропеллер, окно, лопасти мельницы и т.п.). По­давляющее большинство поделок будет разительно отличаться от заданной фигуры.

По такому же типу можно провести четвер­тое занятие. Каждая подгруппа получает от воспитателя одну и ту же фигурку, составлен­ную из определенного материала; скажем, пер­вая - по два соединенных желудя; вторая -ольховые шишки на ветке; третья - солому, пе­ретянутую в определенном месте; четвертая -кусочки коры с закрепленной в центре палоч­кой (рис. 8).

Перетянутый пучок соломы как основа различных поделок

Рис. 8. Перетянутый пучок соломы как основа различных поделок

Задание: каждая группа создает свою поделку с опорой на ту фигуру, которую получили. Дети довольно-таки долгое время обдумывают будущую конструкцию, тем не ме­нее задание выполняют, поскольку включают материал в качестве части целого. Отметим, на всех этих занятиях отрабатываются техничес­кие умения: предпочтение отдается несложным операциям - стянуть ниткой, скрепить клеем, цветной тонкой проволокой, пластилином; бо­лее сложные действия - работу с шилом, но­жом, лакировку - выполняет воспитатель.

После двух последних занятий педагог дает возможность детям в течение недели объеди­нить конструкции, придумать истории, зарисовать их. Сочинения эти взрослый запи­сывает, оформляет совместно с детьми в книжечки.

Третий этап обучения, подго­товительная к школе группа. Ос­новные задачи: 1) расширять основ­ные способы и при­емы построения об­раза; 2) формиро­вать умение вопло­щать замысел (со­здавать образ), учи­тывая: а) общий сю­жет, детализирую­щий и обогащаю­щий образ; б) спе­цифику природного материала. Для ре­шения задач прово­дятся два занятия, цель которых - на­учить детей конст­руированию по соб­ственному сюжету. Работа эта органич­но связана с пре­дыдущей деятель­ностью, когда сле­довало придумать сказку и включить ее в сюжет. Темати­ка последних двух занятий второго этапа зна­чительно обогащает линию сюжетности. Ока­зывается, объединяя поделки, необходимо еще что-то достроить для полноты передачи сюжета, преобразовать образ и т.д.

На первом занятии третьего этапа дети как бы продолжают работать в таком же направле­нии. Отбирая нужный материал, чаще всего мел­кий в качестве и дополнения, и оформления ос­новной части, конструируют по сюжету приду­манной сказки или какой-то истории. Такая ме­тодика, широко используя способы «опредме­чивания», «включение», «достраивания», «из­менения пространственного положения» и т.д., ставит детей в условия необходимости не толь­ко строить образ с опорой на наглядность (мате­риал), но и словесно фиксировать его характе­ристику. Тем самым у детей развивается речь. Ведь следует подробно описать героя, его внеш­ность, характер, особенности поведения, насытить рассказ образными существительными, прилагательными, меткими сравнениями. Кроме того, поделка, ее включение в сюжет создают образ более подвижный, более живой. И тут пе­дагог может воспользоваться тематикой люби­мых детьми сказок, басен, мультфильмов. Для наглядности приведем пример сюжетного кон­струирования. Композиция: в день рождения к одинокому ежику - у него нет родителей - при­ходят гости. (Образы подготавливаются на пре­дыдущих занятиях.) Это толстый и веселый хо­мяк, чемпион по плаванию - черепашонок, дружные братья ежата, очень важная черепаха Тортила. Естественно, преподносят подарки: Тортила - водные лилии, хомячок - семечки, че­репашонок и ежата - яблоки (их укрепляют на иголках). Вечером совместно с детьми педагог записывает сказку «День рождения ежика».

На что следует обратить внима­ние? Важно индивидуально-диф­ференцированное руководство деятельностью, когда учитывается характер отношения ребенка к действительности, его предпочте­ния в выборе средств выразитель­ности. Кроме того, одному доста­точно мотивировать задание, дру­гой, наоборот, нуждается в посто­янной поддержке. Все проблемы разрешимы, если взрослый со­трудничает с детьми, беседует с ними, не учит, а решает совместно возникающие вопросы и на этапе воплощения замысла, и на этапе его осуществления.

Л. ПАРАМОНОВА,
доктор педагогических наук,
директор Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца
Рисунки Г. Егорова

Основные понятия: конструирование, природный материал, корни, ветки, сучки, песок, опредмечивание

Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 90–96.