Сегодня со всей очевидностью можно констатировать, что современный ребенок 5-6 лет во многом отличается от своего ровесника пятнадцатидвадцатилетней давности.

Всеобщая технологизация, влияние аудиовизуальных ресурсов, цифровых и электронных носителей информации сказались не только на формировании эстетического вкуса, эмоциональнообразного мира ребенка, но и на развитии его мышления, коммуникативных навыков, памяти. В связи с этим закономерны вопросы: как воспитателю- педагогу влиять на духовно-нравственное развитие дошкольника? как учить ребенка видеть не внешнюю привлекательность вещи (яркая картинка, громкий звук), а внутреннее содержание? В этом на помощь педагогу дошкольного образования, как всегда, приходит художественная литература, которая как особый способ познания жизни, художественная модель мира обладает такими характеристиками, как высокая степень эмоционального воздействия, иносказательность, ассоциативность.

Н. МИРОНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания литературы, Московский педагогический государственный университет.

Докапывайтесь до родника живой воды, что таится на дне детской души

Литература помогает дошкольнику, вступающему в «диалог с миром» (по определению М.М. Бахтина), идентифицировать себя как личность, создать собственный образ мира.

К 5-6 годам ребенок учится активно общаться со сверстниками, обозначать свои интересы в группе товарищей, дает понять окружающим, что ему нравится, что нет. Но он находится в самом начале сложного пути взросления, поэтому ему трудно объяснить свою позицию, сопоставить свои желания и переживания с мыслями, эмоциями другого. В связи с этим особое внимание при знакомстве детей с текстами художественных произведений следует обращать на те, в которых выведен герой- ровесник, ребенок старшего дошкольного возраста.

При работе с художественным текстом педагог должен организовать занятие таким образом, чтобы ребенок учился не только осмысливать свои желания и поступки, но и понимать сверстников, товарищей по играм и общению.

В данной статье речь как раз и пойдет об организации такого типа занятий. Образ ребенка-дошкольника создан как на страницах русской классики, так и в современной литературе. Многие произведения рекомендованы авторами разных программ по дошкольному воспитанию и образованию (образовательная область «Чтение художественных произведений»).

На одном из первых занятий в подготовительной к школе группе предлагаем познакомиться с рассказами Л.Н. Толстого о детях, большая часть которых написана во второй половине XIX в. Такими воспринимал детей русский писатель сто с лишним лет назад. Объясните своему воспитаннику, что такими могли быть в детстве их прапрапрабабушки и прапрапрадедушки.

Итак, занятие начинается. Дети садятся вокруг педагога-воспитателя, тот берет в руки книгу и начинает читать рассказ Л.Н. Толстого «Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить».

В тексте здесь и в следующих отрывках из произведений расставлены логические (/) и ритмические паузы (//), курсивом выделены ключевые слова, на которые следует обратить внимание при чтении (более подробно о том, как выразительно читать ребенку см.: Миронова Н.А. Выразительное чтение. О его роли в развитии речи //Дошкольное воспитание. 2006. № 6).

«Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. / Она сказала: "Ты // еще мала, ты // только пальцы наколешь"; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; / потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. // Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; / один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. / Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: "Что ты?" // — я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть. /

Когда я легла спать, мне все мерещились стежки: / я все думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь. А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, / как она не может держать иголку».

После знакомства с текстом художественного произведения предлагаем ответить на следующие вопросы:

  • Сколько лет главной героине? О чем просила девочка мать?
  • Как мама реагировала на просьбы дочери?
  • Почему девочка все-таки уколола палец? Как отреагировала мама на слезы дочери?
  • О чем думала девочка, когда легла спать?

Затем предлагаем детям сопоставить мысли, переживания главной героини рассказа с собственными эмоциями и желаниями. Пусть они расскажут о том, чему бы хотели научиться, всегда ли у них все получается с первого раза. Внимательно слушая ответы детей, педагог должен понять, как они оценивают реакцию взрослых на их желания и поступки. Важно учить детей размышлять над тем, что получается сразу, а что нет. При работе с такого типа текстами ребенок учится понимать себя, оценивать причины своих неудач, осмысливать свои действия.

Еще Н.И. Новиков в 1783 г. в статье «О воспитании и наставлении детей» писал о необходимости целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование ребенка, о необходимости учета его индивидуальных и возрастных особенностей: образовывать «разум и сердце дитяти» следует не через дидактические наставления, а «посредством того, когда... учат их примечать, справедливо или несправедливо они мыслили и рассуждали и для чего то делали; также когда обще с ними и соразмерно их возрасту думают, рассуждают, исследуют, сомневаются или решают» [2].

Интересный образ ребенка-дошкольника выведен Л.Н. Толстым в произведении «Девочка и грибы». Обратимся к тексту.

рассказ толстого девочка и грибы

«Две девочки шли домой с грибами. / Им надо было переходить через железную дорогу. / Они думали, что машина далеко, влезли на насыпь и пошли через рельсы. Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая // - перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: "Не ходи назад!"/ Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; / она подумала, что ей велят бежать назад. / Она побежала назад через рельсы, / споткнулась, / выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы. /

Старшая девочка кричала: "Брось грибы!", а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку. /

Старшая девочка кричала и плакала. // Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой. /

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится. /

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре».

После знакомства с текстом художественного произведения предлагаем ответить на следующие вопросы:

  • Что произошло, когда девочки переходили железную дорогу?
  • Почему младшая девочка оказалась в опасности?
  • Как младшая девочка спаслась от неминуемой гибели?

Быль Толстого «Девочка и грибы» вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, они переживают за младшую сестру. Сам писатель основным средством пробуждения познавательной активности ребенка считал формирование способности к сопереживанию через художественный рассказ. «...Я заметил, что Марфутка слезла с лавки с тем жестом, с которым рассказчики переменяют положение слушающего на положение рассказывающего, и подошла поближе. Когда все закричали, я оглянулся на нее: она чуть заметно шевелила губами, и глаза ее были полны мысли и оживления. Встретившись со мной взглядом, она потупилась... Через два дня она прекрасно рассказывала целую историю» [3].

Затем педагог просит детей рассказать о тех случаях, когда они сами попадали в опасные ситуации. Те пытаются объяснить взрослому и своим товарищам, почему такие ситуации возникали в их жизни и как они преодолевали трудности.

Как видим, несмотря на серьезные изменения, которые произошли в жизни людей по сравнению со второй половиной XIX столетия, внутренне дети по-прежнему остались во многом похожими на своих далеких сверстников: та же непосредственность, эмоциональность, то же желание настоять на своем, неумение предвидеть последствия своих поступков.

Художественная литература не только помогает дошкольнику оценивать себя, свои действия, но и формирует эстетический вкус. Для этого предлагаем детям познакомиться с поэтическими текстами, в которых главные герои также ребята дошкольного возраста. Рекомендуем прочитать стихотворение Я. Акима «Я маленьким был».

чтение художественных произведений

Я маленьким был, //
Хотя и давно.
Помню, / как с мамой
Ходил в кино, /
Как во дворе
Мы играли в прятки, /
Как лошадей рисовал
В тетрадке. //
Помню пожар
На соседнем углу, /
Помню, / как дворник
Искал метлу. //

Но как я ревел,
Приходя к врачу,
Не помню. /
И вспоминать не хочу.

Лирический герой стихотворения вспоминает свое детство, и дети обращают внимание на то, что поэт помнит себя маленьким, когда «с мамой ходил в кино», играл в прятки во дворе, рисовал лошадей, даже помнит про дворника и метлу. Действительно, в сознании взрослого человека часто всплывают, казалось бы, не связанные друг с другом незначительные события детства.

Но раз человек помнит о них, значит, они оказали влияние на внутреннее развитие, в первую очередь на эмоциональную сферу, поскольку спустя годы в памяти сохраняются лишь наиболее сильные впечатления.

После прочтения данного текста педагог просит детей вспомнить те события раннего детства, которые сохранились в их памяти, и подумать, почему они до сих пор помнят об этом. Поговорите с детьми также о тех случаях из жизни, о которых они хотели бы забыть. Старший дошкольник может не только назвать такие жизненные ситуации, но и постараться объяснить педагогу и ровесникам, почему он хочет забыть о них.

Далее на занятиях предлагаем обратиться к еще одному стихотворению Я. Акима «Мужчина в доме».

современный ребенокПапа на аэродроме мне сказал: //
- Четыре дня
Будешь ты мужчиной в доме,
Остаешься за меня.

Покатился самолет. //
Папа вырулил на взлет.

Я вбежал в квартиру нашу,
В кухне свет велел зажечь. /
Усадил за стол домашних,
Произнес такую речь. //

- Бабушка, / - сказал я строго, - //
Бегаешь через дорогу.
Знает каждый пешеход:
Есть подземный переход! /

Всем приказ: на небе тучи,
Значит, берегись дождя.
Для зонтов, на всякий случай,
Забиваю два гвоздя. /

-Ухмыляешься некстати, -
Пальцем погрозил я Кате. -
Вот что, старшая сестра, /
Мой посуду, / будь добра.

- Мама, / ну, а ты не очень,
Не грусти и не скучай.
А уходишь, / между прочим,
Газ на кухне выключай!

После чтения данного лирического произведения предлагаем обсудить следующее:

  • Как воспринял мальчик слова отца: «Четыре дня / Будешь ты мужчиной в доме, / Остаешься за меня»?
  • О чем мальчик сказал бабушке, старшей сестре и маме?
  • А вас когда-нибудь оставляли в доме за старшего (за мужчину, за главного, за большого)? Как вы воспринимали такое поручение? Почему?

Как видим, лирический герой стихотворения понял, как и любой ребенок данного возраста, слова отца буквально. Он старается подражать взрослым: говорит серьезным голосом, указывает на проступки, недостатки. Но, переняв взрослую поучительную манеру, не задумывается о том, что права неразрывно связаны с серьезными обязанностями. Поговорите с детьми об этом. Понимают ли они, что желание быть взрослым - это стремление не только руководить и делать замечания, но и вовремя предотвратить конфликт, продумывать последствия своих действий и поступков, предугадывать желания других, быть чутким, отзывчивым по отношению к окружающим, принимать их желания и интересы.

На одном из занятий читаем стихотворение С. Михалкова «Непоседа».

Мне на месте не сидится, /
Я хочу весь день крутиться
И по комнате скакать, //
Бегать, прыгать, кувыркаться,

И вертеться, и смеяться,
Так за что ж меня ругать? //
Говорят, я непоседа,
По утрам бужу соседа

И в квартире тарарам
Завожу по вечерам. //

У меня один ответ: //
Я - ребенок, / мне пять лет. //
Неужели не понять,
Что меня нельзя унять.

После знакомства с данным художественным текстом детям можно предложить такие вопросы:

  • Кто такой непоседа?
  • Почему героя стихотворения называют непоседой?
  • А вас когда-нибудь называли непоседой? Вспомните случаи из жизни, когда вы себя вели как непоседы.

Лирическое произведение — это по-особому организованное повествование. Читать поэтические тексты детям дошкольного возраста необходимо, важно, чтобы они чувствовали художественное слово, откликались на него. Так, еще в XIX столетии К.Д. Ушинский советовал сначала увлечь ребенка чтением.

«Недостаточно, чтобы дети поняли подобное произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» [5].

Дошкольное детство быстро идет, и вот старший дошкольник уже в подготовительной к школе группе детского сада, он всего в шаге от поступления в школу. Школьная жизнь отличается от дошкольного детства не только внешней формой организации учебного процесса, другими потребностями, но и резким взрослением самого маленького человека, который из дошкольника превращается в школьника. Большинство дошкольников 6-7 лет чувствуют потребность в изменении своей жизни. Как же подготовить их к новым правам и обязанностям? В этом педагогу опять помогает художественный текст. На занятии предлагаем обратиться к рассказу В. Голявкина «Все куда-нибудь идут».

«После лета все во дворе собрались.

лирическое произведениеПетя сказал: /

- Я иду в первый класс.

Вова сказал: /

- Я во второй класс иду.

Маша сказала: /

- Я в третий класс иду. /

-А я? - спросил маленький Боба. / - Выходит, я никуда не иду? - И заплакал. /

Но тут Бобу позвала мама. И он перестал плакать. /

- Я к маме иду! - сказал Боба. /

И он пошел к маме».

После чтения предлагаем ответить на следующие вопросы:

  • О чем шел разговор во дворе после лета?
  • Почему маленький Боба заплакал, когда узнал, что все идут в школу?
  • После чего Боба перестал плакать?

Педагог спрашивает о том, хотят ли дети пойти в школу, как изменится, по их мнению, жизнь с переходом в школу.

Обратимся еще к одному рассказу В. Голявкина «Настоящая дружба».

«У Андрюшки было много друзей во дворе. / Некоторые даже уже ходили в школу, / но такого маленького друга у него еще никогда не было. Этот новый друг Вадик знал несколько слов и большую часть времени спал в коляске. И тем не менее он был настоящий друг. / При виде Андрюши он еще издали кричал:

- А-а-а!

Все, что у него было в руках, он протягивал своему другу и говорил:

- На!/

А однажды, когда на Андрюшу залаяла большая собака, Вадик так громко заплакал, что собака поджала хвост и замолчала. /

Зато Андрюша, как друг, водил малыша за руку, и благодаря этому Вадик быстро научился самостоятельно ходить. Ведь Андрюша сам в свое время не сразу научился ходить самостоятельно и, наверное, помнил об этом. /

А когда мама Вадика отлучалась, всегда следил, чтобы друг его не вывалился из коляски, и Вадик, хорошо понимая это, протягивал ему руки и говорил:

- Угу.

Андрюша часто дарил ему какую-нибудь свою игрушку, и Вадик радостно кричал:

-Ага!

Теперь Андрюша уже ходит в школу и, говорят, не очень-то смирно сидит за партой, а Вадик вовсю бегает и ни минуты не желает сидеть в коляске. /

И они по-прежнему друзья».

После знакомства с текстом предложите детям поговорить о дружбе. Попросите их перечислить основные качества друга. Спросите: есть ли у них друзья? какими чертами характера надо обладать, чтобы у вас были друзья? всегда ли друзья должны быть одного возраста? могут ли дружить старший и младший, взрослый и ребенок? Главное, чтобы разговор строился на взаимном доверии и уважении, чтобы педагог не навязывал свою точку зрения. С помощью вопросов педагог побуждает дошкольников к размышлению, осмыслению своих поступков.

Чтение - важнейшее умение, необходимое человеку. Но для дошкольника оно не является ведущим. Главное - показать красоту художественного текста, пробудить желание его слушать, выработать потребность в обращении к художественному тексту как к возможности познать себя и окружающий мир.

Именно поэтому еще К.Д. Ушинский советовал не спешить обучать маленьких детей чтению, так как «читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело» [5]. Важно именно на раннем этапе литературного развития заинтересовать ребенка, «передать ему жажду знания, жажду нравственной и умственной пищи, приучить его к этой пище и потом уже, развернув перед ним книгу, благословить его на дальнейший, самостоятельный прогресс» [4].

Талантливый ученый-педагог, исследователь в области методики преподавания литературы А.М. Лебедев в начале XX в. говорил о необходимости последовательного, начиная с самого раннего возраста, литературного образования, обозначая его непосредственную связь с вопросами воспитания. «Воспитывайте с колыбели не для одного только хлеба, но и для правды. Учите без всякой задней мысли, из одного глубокого убеждения, что образование необходимо, как пища. Извлекайте из натуры ребенка все его человеческие задатки. Сверлите этот артезианский колодец, докапывайтесь до родника живой воды, что таится на дне детской души, выводите ее наружу... Волнуйте сердце ребенка добрыми стремлениями, укрепляйте волю в направлении честных поступков» [1]. Дети, знакомясь вместе с педагогом с художественными произведениями, главными героями которых являются их сверстники, становятся более восприимчивыми по отношению к себе и своим ровесникам.

Рекомендуемая литература

  1. 1. Лебедев А.М. Светлой памяти Н.И. Пирогова (1810-1910) // Педагогический листок. 1910. № 7.
  2. 2. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // Избр. произв. М.; Л., 1951.
  3. 3. Толстой Л.Н. Пед. соч. М.: Педагогика, 1989.
  4. 4. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Госучпедиздат, 1954.
  5. 5. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 5. Методические статьи и материалы к «Детскому миру». М.; Л.: Изд-во АПН, 1949.

Миронова Н. Докапывайтесь до родника живой воды, что таится на дне детской души // Дошкольное воспитание, 2013. № 2. С. 40-45.