Переход к постмодернистскому обществу [3] характеризуется существенной трансформацией семьи — происходит фактический распад ее как социального института, снижается значимость семьи как социальной ценности.

Во взаимодействии взрослого с ребенком теряется важная и традиционная линия — передача общественно выработанных социальных норм. Однако в процессе становления личности большое значение имеют традиции, которые реализуются в разных формах, в том числе в форме ритуала. В связи с этим исследования, посвященные проблемам взаимодействия родителей и детей по средством ритуала как способа их развития, сохраняют свою актуальность.

Ритуал — это закрепленные действия в психической жизни ребенка, помогающие выстраивать систему отношений, накапливать опыт социальных компетенций.

Исследования по изучению роли ритуалов в жизни человека, проведенные Э. Эриксоном, позволили сделать важный теоретический и практический вывод о необходимо сти использования ритуалов в развитии детей. Эриксон раскрывает содержание и развитие ритуалов в соответствии с возрастной периодизацией: младенчество, ранний возраст, дошкольный и школьный периоды, юность [5, 7].

В младенчестве вырабатывает ся ритуал «взаимности», основанный на удовлетворении потребности ребенка в узнавании и удостоверении в нем. Неудовлетворенность потребности может причинить непоправимый вред ребенку, погасив его тягу к получению впечатлений, необходимых для развития органов чувств. В последующей жизни человека этот ритуал пронизывает все взаимоотношения между людьми. Эриксон называет его нуминозным элементом или элементом благоговения (от лат. numen - божественное волеизъявление, божество).

В раннем возрасте формируется ритуал различения добра и зла, получивший название «критический». Развивается самостоятельность ребенка, способность к различению того, что есть «хорошо» и есть «плохо», формируется воля.

В игровой (дошкольный) период ребенок готовится к роли будущего создателя ритуалов, у него формируется «драматический» ритуал. В игре он может исправить и воссоздать заново прошлый опыт и предвосхитить будущие события. Когда ребенок берет на себя роли взрослых, тогда проявляется и находит свое разрешение чувство вины. Это основное чувство, возникающее у ребенка благодаря формированию инстанции сверх-Я личности. Вина — это чувство самоосуждения за любой поступок, придуманный или действительно совершенный, но неизвестный другим либо совершенный и осужденный другими.

В школьном возрасте появляется ритуал «формализованных правил». Эриксон называет его элементом совершенства исполнения. Школьные отношения, как правило, формализованы, для них характерна строгая дисциплина, в которую встроены все другие элементы ритуальных действий. Формализация школьных отношений имеет большое значение для внешней стороны ритуализированного поведения взрослых. Внешняя форма ритуалов воздействует на чувства, поддерживает активность психической жизни, поскольку это осознанный порядок, в котором человек принимает участие.

Последний обязательный элемент, входящий в зрелую, взрослую форму ритуала, формируется в подростковом и юношеском возрасте, когда возникает чувство эго-идентичности. Развиваются ритуалы «убеждений», «самоидентичности», «идеологии». Начиная с этого возраста человек может посвятить себя ритуальным целям, иначе говоря, стать творцом новых ритуалов и поддерживать традиции 8 жизни детей.

По Эриксону, стать взрослым, т.е. полностью вырасти в человеческом смысле, означает не только освоить повторяющиеся формы взаимодействия и осознанно включиться в свою социальную группу, но и уметь отвергать чуждое мировоззрение и чуждую идеологию. Только соединение этих процессов позволяет молодежи сконцентрировать свою энергию для сохранения и обновления общества.

Изменения, происходящие в обществе, культуре, показывают необходимость найти новый смысл ритуальных действий. В современном высокоразвитом обществе предпринимаются попытки вовлечь молодежь в массовые ритуалы, соединяющие благоговение, правосудие и драму, организованные с детальной проработкой формального аспекта. Таковы, например, фестивали, спартакиады, хит-парады, театрализованные зрелища, которые закрепляют в массах молодых людей идеологические принципы и мировоззрение, характерные для данного общества.

Следуя закону биполярности, Э. Эриксон показал различия ритуалов и ритуализмов. В нашем анализе мы выделяем следующие характеристики различий по критериям: сущность понятий, степень выраженности невербальных средств, формирование идентичности (образ Я), степень осознанности, результат формирования (таблица 1).

виды ритуалов

Неоднозначность понятия «ритуал» породила и неоднозначность предлагаемых видов классификаций. В принципе, допустимы различные основания для классификации ритуалов: по способу организации, психическому отражению, времени существования, способу применения и т.д. Ритуалы подразделяются на бытовые, деловые, семейные, социальные, религиозные, этнические, профессиональные, детские, гендерные, межличностные, массовые и др.

Исходя из задач нашего исследования, мы придерживаемся следующей классификации видов ритуалов.

К первой группе относим архаичные ритуалы. Первобытный человек, обладая специфическими чертами (неотделимость от природы, одушевление природных явлений, неосознанное отношение к самому себе, недифференцированность отношений внутри группы), во многих ситуациях прибегает к ритуалам. Например, перед каждой охотой племя во главе со жрецом устраивает ритуальные танцы. При этом главными являются осязательные и кинестетические ощущения: жрец ощущает, как он несет тяжелую добычу, как держит ее руками, как она прикасается к его спине и т.д. [6].

Вторую группу ритуалов составляют ритуалы в рамках религиозных традиций. Например, в России, в рамках православных традиций, это исповедь, причастие, святость, странничество, торжественные церковные шествия (крестный ход) и др. Символическое значение имеют религиозные обряды и ритуалы, в частности чтение молитвы. Ю.М. Зенько отмечает, что на Руси было широко распространено странничество. Отсюда песни и фольклор, связанные со странниками, путешествиями в Святую землю, поисками Беловодья — царства справедливости — и других особых земель. И это не было особенностью только крестьянства, по духу своему странниками являлись и наиболее творческие представители русской культуры [2].

Третья группа ритуалов представлена культурными (этническими) особенностями. Например, в нашем исследовании по изучению этнического самосознания телеутов выделены ритуальные характеристики культуры: народный костюм, украшения, приготовление блюд, проведение праздников, танцы, песни, содержание пословиц, сказок и т.д. [4].

Четвертая группа — гендерные ритуалы, связанные с инициациями, описанными в социальной психологии.

Большую пятую группу составляют психологические ритуалы, выраженные в особенностях жестикуляций, телодвижений. В родовых культурах жесты использовались в качестве языка в ритуальных действах и в коммуникативных целях.

К шестой группе относятся социальные ритуалы, в ходе которых родители и другие агенты социализации знакомят, показывают, объясняют детям значимость выполнения тех или иных действий.

Социальный ритуал — система действий, совместно выработанных членами группы, в которых все виды поведения определены в строгой последовательности. Это основной источник групповой сплоченности и внутригрупповых связей, который служит нормативному регулированию функционирования группы, способствует тому, чтобы поведение каждого было скоординировано на осуществление общей цели. Повторяющиеся симптоматичные стереотипы взаимодействия также обычно действуют как ритуальные формы поведения.

Один из видов социальных ритуалов — организационные ритуалы. Л.С. Архангельская в этой группе выделяет: ритуалы перехода, интегрирующие ритуалы, ритуалы поощрения, порицания, разрешения споров и улаживания конфликтов, а также ритуалы обновления [1].

К седьмой группе относятся семейные ритуалы, т.е. установленные в конкретной семье правила, характеризующие ее структуру и устойчивые способы взаимодействия в ней. К ним относятся: ритуалы повседневной жизни (прием пищи, совместный досуг, отход ко сну, встреча, прощание, семейный вечер), ритуалы внутрисемейного календаря (семейные праздники: дни рождения, годовщины, семейный альбом, семейная родословная), ритуалы празднования событий, отмеченных в официальном календаре (Рождество, Новый год и др.), ритуалы жизненных циклов (свадьба, рождение ребенка, смерть).

По способу организаций ритуалы могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные — закрепленные в психической жизни отдельного человека (например, в виде действия или слова).

Групповые — возникают и закрепляются в жизнедеятельности определенной социальной группы (малой или большой). С позиции личностного подхода ритуалы на сознательном и бессознательном уровне несут большую психологическую информацию, формируют Я-образ человека.

Исходя из сказанного, ритуалы, создающие возможность сближения, более тесного контакта, наряду с другими видами коммуникативных связей играют важную роль в становлении сознания и самосознания человека.

Нам показалось интересным провести психологический анализ, характеризующий роль ритуала в развитии детей дошкольного возраста в условиях семьи.

Г. КРИГЕР

Источники

  1. Архангельская Л.С. Ритуал как инструмент управления современными организациями: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2012.
  2. Зенько Ю.М. Психология религии. СПб: Речь, 2009.
  3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Homo Роstmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009.
  4. Кригер Т.Н. Самосознание телеутского этноса: культурно-исторические детерминанты и структурно-содержательные характеристики. Кемерово: Изд-во КГУ, 2010.
  5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
  6. Стефаненко Т.Г. Этническая психология. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН; Академический проект, 1999.
  7. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб: Речь, 2000.

Дошкольное воспитание. 2015. № 1. С. 50-53.