Долговременная память

Долговременная память существенно улучшается в одном из своих проявлений и незначительно — в другом. Данное заявление может показаться противоречивым, пока мы не проанализируем то, какие требования к долговременной памяти предъявляет решение разных задач.

В любом возрасте узнавать («Какие из этих предметов вы видели прежде?») проще, чем воспроизводить («Опишите, какие предметы вы видели»), однако у маленьких детей эта разница достигает максимума. Иными словами, с возрастом способность к воспроизведению улучшается в большей степени, чем способность к узнаванию. Десятилетний ребенок после предъявления 12 картинок скорее всего сможет описать 8 из них и узнать все 12. Четырехлетний ребенок также узнает все 12 картинок, однако описать может только 2 или 3.

 

Существует несколько причин, по которым с возрастом улучшается способность актуализировать информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Одна из них заключается в том, что происходит совершенствование базы знаний, используемых для кодирования и актуализации информации. Дети расширяют свой кругозор, приобретают систематизированные знания, усваивают более сложные понятия. Но в некоторых областях познания ребенка могут оказаться более глубокими, чем у взрослого. В этом случае можно было бы ожидать, что в данной области память ребенка будет функционировать лучше, чем у взрослого. По-видимому, это утверждение справедливо. Было обнаружено, что дети, участвовавшие в турнире по шахматам, лучше воспроизводили положение фигур на шахматной доске, чем взрослые, поверхностно знакомые с этой игрой (Chi, 1978).

Вторая причина улучшения способности к воспроизведению заключается в развитии стратегий запоминания. Предположим, воспитательница детского сада говорит, обращаясь к группе 4-летних детей: «Я прочитаю вам рассказ. Я хочу, чтобы вы внимательно его послушали, потому что потом я задам о нем вопросы». По всей вероятности, эти дети запомнят рассказ ничуть не лучше, чем те, кому не давали указания запоминать. Но к 8-10-летнему возрасту выполнение задания значительно улучшается при наличии предварительной инструкции. Одна из причин заключается в том, что дети старшего возраста овладевают стратегиями запоминания, т. е. более эффективными стратегиями перекодирования, повторения и удержания в памяти.

Давайте более тщательно проанализируем одну из этих стратегий. Она заключается в том, чтобы основное время отводить на кодирование и анализ наиболее важной информации. С возрастом у детей все лучше получается выделять для запоминания существенную информацию, т. е. «отделять зерна от плевел». Например, в одном из исследований, посвященном этому вопросу, детям показывали два ряда небольших дверок по 6 в каждом ряду (см. рис. 9.4).

Тест на оценку мнемонических стратегий детей 

Рис. 9.4. Тест на оценку мнемонических стратегий детей. За дверцами скрыты изображения животных (за дверцами с клеткой) и предметов домашнего обихода (за дверцами с домиками). Дети использовали разные стратегии, если их просили сравнить два ряда или запомнить все предметы домашнего обихода. Источник: Р. Н. Miller, V. F. Haynes, D. DeMa-rie-Dreblow, & Woody-Ramsey, 1986, Child Development, 57, p. 1429-1439.

На половине из них были нарисованы клетки, а за ними скрывались изображения животных; на других 6 дверцах были дома, а за ними скрывались картинки с изображениями предметов домашнего обихода. Детям давали одно из двух заданий:

1) решить, совпадают или не совпадают картинки верхнего и нижнего рядов;

2) запомнить всех животных (предметы домашнего обихода).

Перед каждым испытанием дети получали инструкцию открывать дверцы по одной и рассматривать картинки. Наиболее эффективная стратегия сопоставления — открывать одну дверцу наверху, а затем — одну внизу, сравнивая пары картинок. Для задания на воспроизведение более эффективным являлось открывание дверцы только той категории, которую нужно запомнить. Дети лет 8-10 использовали эти стратегии более последовательно, чем 6-летние. Младшие дети были склонны беспорядочно открывать все дверцы, несмотря на то что их просили запомнить картинки только одной категории (Р. Н. Miller, Haynes, DeMarie-Dreblow, & Woody-Ramsey, 1986).

В использовании стратегий существуют и индивидуальные различия между детьми одной возрастной группы. Например, когда детям 5,6 и 7-х классов давали дополнительное время для подготовки к контрольной работе, большинство из них просто перелистывали свои учебники. Тем не менее были и такие, кто подчеркивал и выписывал существенные моменты. Эти дети не только отбирали для кодирования наиболее важную информацию, но и активно ее реструктурировали и группировали удобным для себя образом. Неудивительно, что они получили более высокие оценки за контрольную работу (A. L. Brown, Bransford, Ferrara, & Campione,1983).

Важный практический вопрос, касающийся детской памяти, заключается в том, можно ли доверять свидетельствам детей, данным в суде. Сегодня этот вопрос особо волнует широкую общественность в связи с делами, в которых предъявляются обвинения в сексуальном насилии над детьми. Вывод, сделанный на основе обзора литературы по данному вопросу (Ceci & Bruck, 1993), состоит в том, что хотя дошкольники и могут помнить гораздо больше, чем принято думать, они более подвержены эффектам внушения, чем старшие дети и взрослые. (Во вставке 9.2 представлен рассказ о воспоминаниях раннего детства и оценка их точности.)

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2003. - 640 с. С. 295-297.